Клиника семейного здоровья
С. Знаменской
Санкт-Петербург, ул. Вс. Вишневского 10
ежедневно с 9:00 до 21:00
8 (812) 943-71-88 8 (812) 932-29-62
8 (812) 943-71-88 8 (812) 932-29-62
Записаться на прием
Клиника семейного здоровья
С. Знаменской
многопрофильный медицинский центр

Адаптация ребёнка к школе

«Готов ли мой ребёнок  к обучению  в школе?»– это самый актуальный вопрос, задаваемый детскому психологу за несколько месяцев до начала школьной жизни.

Обучение в школе, предполагает набор знаний, умений и навыков, объединённых понятием «готовность к школьному обучению». Школьная жизнь предъявляет определенные требования к ребенку, а наиболее значимым показателем готовности считается — адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми — все подчиняется школьным требованиям.

Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, и  в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты, а по сути, оказался неготовым к процессу обучения.

При встрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем. Попробуем понять, почему так происходит и из чего складывается адаптация к школьному обучению.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха, возрастной электрогенез (зрелость клеток мозга оценивается на ЭЭГ); общее состояние здоровья.

Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

  • Уровень нервно-психического и физического развития, развития эмоционально-волевой сферы
  • Показатели функционирования основных систем организма
  • Уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям

На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:

Первая группа — психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая группа — имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

Третья группа — дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.

Родителям, необходимо помнить, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям. Главная задача родителей — поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.

Психологическая готовность к обучению в школе включает:

развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов).

Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.

Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям. Приводим небольшой перечень основных проблем:

  • Потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
  • Сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения
  • Частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания
  • Неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах
  • Трудности в общении с одноклассниками, учителями
  • Сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.)
  • Выполнение домашнего задания занимает половину дневного времени
  • Самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание
  • Ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль  и другие симптомы)
  • Ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения

С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.

К сожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку — посетить кабинет психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых рекомендаций.

Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Поэтому психолог, дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо бояться услышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе.

Если вы получите информацию — сможете своевременно принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не допуская развития школьной тревожности и дезадаптации. Как правило, первые проявления школьной дезадаптации заметны уже к концу первого месяца обучения. В норме, ребёнку достаточно 2-3 недели на усвоение норм и правил школьной жизни. Но с точки зрения интеллектуального освоения программы обучения, дезадаптация чаще проявляется к окончанию первого триместра. Этому предшествуют определённые предпосылки и проявления, которые связаны с возрастными, личностными и медицинскими аспектами.

Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

  1. Провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению.
  2. Определить факторы риска школьной дезадаптации.
  3. Получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости – детского психолога или нейропсихолога.

Дорогие родители, нет ничего важнее вашего спокойствия и создания комфортной обстановки для вашего ребёнка. Старайтесь использовать все ресурсы для оказания поддержки и помощи будущему первокласснику.

 

Специалисты
Семейный психолог, специалист высшей квалификационной категории.
Семейный психолог, кандидат психологических наук.Старший преподаватель кафедры психологии «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
Записаться на прием
Записаться на консультацию к специалистам нашего центра можно также по телефонам:
8 (812) 943-71-88
8 (812) 932-29-62
ежедневно с 9:00 до 21:00
Лицензия на осуществление медицинской деятельности № 78-01-006046
Санкт-Петербург, ул. Вс. Вишневского 10, тел. 8 (812) 943-71-88, 8 (812) 932-29-62, ежедневно с 9:00 до 21:00
© Все права защищены, «Клиника Семейного Здоровья С.Знаменской»
Разработка сайта: Sergei Shumaylov