Записаться на прием
Полная версия сайта
Клиника семейного здоровья
С. Знаменской
Клиника семейного здоровья
С. Знаменской
Санкт-Петербург, ул. Вс. Вишневского 10
ежедневно с 9:00 до 21:00
8 (812) 943-71-88
8 (812) 943-71-88 8 (812) 932-29-62
Записаться на прием
Клиника семейного здоровья
С. Знаменской
многопрофильный медицинский центр

Адаптация ребёнка к школе

Консультация, семейного (детского) психолога (ребенок + родители) первичная диагностическая, проводится с целью решения вопросов семейных взаимоотношений, поведения ребёнка, развития, обучения, адаптации (к детскому саду, школе), воспитания, зависимостей, профориентации, общения, детско-родительских взаимоотношений и др.
Консультация руководителя клиники к.пс.н., медицинского психолога, реабилитолога Знаменской С.И.
3500 руб. (1,5 ч.),
2500 руб. (1 ч.)
Консультация к.пс.н., детского/семейного психолога, заместителя руководителя клиники Коршуновой О. В.
3300 руб. (1,5 ч.),
2200 руб. (1 ч.)
Консультация детского, семейного психолога Кирьяновой Е.В.
2800 руб. (1,5 ч.),
1900 руб. (1 ч.)
Консультация детского, семейного психолога Дыгановой И.А.
2800 руб. (1,5 ч.),
1900 руб. (1 ч.)
Консультация нейропсихолога, специалиста по психокоррекционной работе семейного/детского психолога Куренкова А.А.
3300 руб. (1,5 ч.),
2200 руб. (1 ч.)
Консультация психолога-консультанта, специалиста по проведению тренинговых, психокоррекционных групповых и индивидуальных занятий в системе песочной психотерапии Шариной М.Н.
2800 руб. (1,5 ч.),
1900 руб. (1 ч.)
Консультация клинического, медицинского психолога, специалиста по психокоррекционной работе с подростками Долгановой Н.П.
2800 руб. (1,5 ч.),
1900 руб. (1 ч.)

Обучение в школе, предполагает набор знаний, умений и навыков, объединённых понятием «готовность к школьному обучению». Школьная жизнь предъявляет определенные требования к ребенку, а наиболее значимым показателем готовности считается — адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми — все подчиняется школьным требованиям.

Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, и  в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты, а по сути, оказался неготовым к процессу обучения.

При встрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем. Попробуем понять, почему так происходит и из чего складывается адаптация к школьному обучению.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха, возрастной электрогенез (зрелость клеток мозга оценивается на ЭЭГ); общее состояние здоровья.

Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

  • Уровень нервно-психического и физического развития, развития эмоционально-волевой сферы
  • Показатели функционирования основных систем организма
  • Уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям

На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:

Первая группа — психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая группа — имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

Третья группа — дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.

Родителям, необходимо помнить, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям. Главная задача родителей — поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.

Психологическая готовность к обучению в школе включает:

развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов).

Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.

Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям. Приводим небольшой перечень основных проблем:

  • Потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
  • Сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения
  • Частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания
  • Неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах
  • Трудности в общении с одноклассниками, учителями
  • Сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.)
  • Выполнение домашнего задания занимает половину дневного времени
  • Самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание
  • Ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль  и другие симптомы)
  • Ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения

С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.

К сожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку — посетить кабинет психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых рекомендаций.

Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Поэтому психолог, дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо бояться услышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе.

Если вы получите информацию — сможете своевременно принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не допуская развития школьной тревожности и дезадаптации. Как правило, первые проявления школьной дезадаптации заметны уже к концу первого месяца обучения. В норме, ребёнку достаточно 2-3 недели на усвоение норм и правил школьной жизни. Но с точки зрения интеллектуального освоения программы обучения, дезадаптация чаще проявляется к окончанию первого триместра. Этому предшествуют определённые предпосылки и проявления, которые связаны с возрастными, личностными и медицинскими аспектами.

Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

  1. Провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению.
  2. Определить факторы риска школьной дезадаптации.
  3. Получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости – детского психолога или нейропсихолога.

Дорогие родители, нет ничего важнее вашего спокойствия и создания комфортной обстановки для вашего ребёнка. Старайтесь использовать все ресурсы для оказания поддержки и помощи будущему первокласснику.

 

Специалисты
Руководитель Клиники Семейного Здоровья, кандидат психологических наук, семейный медицинский психолог широкого профиля, специалист по реабилитации. Участник ежегодных научно-практических конференций и автор 36 научных статей по пренатальной психологии и психотерапии семьи.
Заместитель руководителя Клиники Семейного Здоровья, семейный психолог, кандидат психологических наук. Старший преподаватель кафедры психологии «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
Кирьянова Елена Валерьевна
Стаж работы: 10 лет
Психолог-консультант. Преподаватель психологии. Практикующий специалист в области семейного консультирования и психотерапии семьи.
Медицинский (клинический) психолог, специалист первой квалификационной категории.
Психолог-консультант, нейропсихолог
Клинический, медицинский психолог, специалист по психокоррекционной работе с подростками, ведущая группы "Лечебный театр".
Шарина Мария Николаевна
Стаж работы: 8 лет
Психолог-консультант, специалист по проведению тренинговых, психокоррекционных групповых и индивидуальных занятий в системе песочной психотерапии, лечебного театра
Записаться на прием
Записаться на консультацию к специалистам нашего центра можно также по телефонам:
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00