Навигация
Позвонить
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

Особым детям – и внимание особое

В Южно-Сахалинске прошел семинар для специалистов, ведущих психокоррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в развитии.

В нем участвовали около 160 педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, а также педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений и коррекционных школ. Такого масштаба мероприятие, нацеленное на повышение квалификации специалистов нескольких направлений, в нашей области проведено впервые. Организовано оно региональным министерством образования при поддержке центра психолого-педагогической помощи семье и детям, общественных организаций, родителей детей с психоречевыми особенностями («Надежда») и с синдромом Дауна («Солнечный мир»). Финансовую поддержку семинару оказала нефтегазовая компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), известная на Сахалине многими акциями помощи детям.

Проводила семинар Светлана Знаменская – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, руководитель центра комплексной реабилитации семьи и развития ребенка.

– Мы пригласили Светлану Ивановну не случайно, – рассказывает ведущий консультант областного минздрава Ольга Сомова. – Она известный психолог, к которой уже ездили на прием сахалинские мамаши со своими нездоровыми детками. Светлана Знаменская не просто ученая-новатор, но и специалист широкого профиля, имеющая богатый опыт и не прекращающая вести приемы маленьких пациентов с хорошими практическими результатами. Ее кандидатуру нам предложили сами матери особых детей, которые ранее побывали у нее на консультациях. И все о Знаменской говорят только хорошее. За те пять дней, которые провела Светлана Ивановна на Сахалине, она успела осмотреть и проконсультировать три десятка детей с различными психологическими отклонениями. Отзывы родителей о ее работе – самые положительные.

Психика – материя тонкая

Первый день семинара был насыщен докладами о психокоррекционной работе с учащимися специализированных и общеобразовательных школ, о нейропсихологической диагностике учащихся, а также детей дошкольного возраста, начиная с самых маленьких. Ведущая семинара С. Знаменская затронула самые различные проблемы воспитания и лечения детей с пониженными интеллектуальными способностями, рассказала о новых методиках и направлениях работы с такими детьми, а также с их родителями.

В созданном ею центре комплексной реабилитации семьи и развития ребенка применяются наиболее прогрессивные и эффективные методы диагностики, психологической помощи и психокоррекции. Здесь сложился коллектив высококвалифицированных специалистов смежных направлений: детского психолога, невролога, нейропсихолога, логопеда, семейного психолога, дефектолога, врача-психотерапевта, специалиста по физическому оздоровлению. Комплексный подход к проблеме здоровья ребенка, считает С. Знаменская, позволяет обследовать его всесторонне и выбрать наиболее оптимальную тактику лечения и коррекции здоровья юных пациентов.

В сложных случаях собирается консилиум специалистов и вырабатывает единый план коррекционных мероприятий. Сочетание научных исследований с повседневной практикой оказания помощи особым детям и консультирования их родителей приносит обнадеживающие результаты, открывающие возможности обучать будущих специалистов новым подходам, диагностическим и воздействующим методам. Поэтому и сахалинским коллегам С. Знаменской ее доклады, сопровождавшиеся примерами из личного опыта, были интересны и полезны.

В конце 90-х годов Светлана Ивановна приступила к научным исследованиям в области перинатальной психологии и психологии развития ребенка. В ходе этой работы она по-новому взглянула на проблему здоровья младенца, зависимости его от материнского организма на стадии внутриутробного и раннего развития. По наблюдениям С. Знаменской, психическое состояние беременных женщин, роды и состояние новорожденных взаимосвязаны так, что в течение еще трех месяцев после рождения ребенок находится в эмоциональной связи с материнской системой.

Не менее интересным был доклад о причинах рождения слабослышащих и тотально глухих детей, а также о методах коррекции тугоухости. Чаще всего она бывает вызвана наследственными факторами и внутриутробными инфекциями (краснуха, корь, грипп, сифилис), перенесенными в первые месяцы беременности. Реже, но также случается рождение ребенка глухим из-за несовместимости резус-фактора его крови с материнским. И очень важно определить состояние слуха ребенка уже в первые полгода его жизни. Для этого надо снять его аудиограмму, чтобы как можно раньше начать лечение. Ведь от качества слуха зависит и развитие речи, а значит – и психики, и мышления человека.

Доходчиво и интересно

В перерыве между докладами я попросил нескольких участников семинара поделиться впечатлением об услышанном.

– Семинар дает нам многое, – считает О. Степанова, социальный педагог Александровск-Сахалинской СОШ № 1. – Все интересно и доходчиво. Постараюсь применить полученную здесь информацию в своей работе. У нас обычная средняя школа на 300 учащихся, а детей с задержками психического развития всего 12. Тем не менее и им мы должны помочь окончить девять классов. И пойти в тымовское профучилище № 2, где готовят поваров и плотников: рабочие этих профессий могут обходиться и без знания физики и химии, которые ребята с задержкой развития просто не проходили по своей упрощенной программе.

– Для наших выпускников проблема получения профессии и жизненного устройства после девяти классов еще более остра, чем у ребят из обычной сош, – озабочены педагоги смирныховской коррекционной школы-интерната № 2 Л. Безрукова и Е. Максимов. И действительно, ведь все учащиеся интерната – сироты или дети, чьи папы и мамы лишены родительских прав. А такие «ничейные» парни и девчата могут легко стать «добычей» криминального мира. Новые знания, полученные на семинаре, позволят педагогам быстрее находить общий язык с воспитанниками.

– Большое спасибо организаторам семинара. И его докладчику Светлане Знаменской, – благодарит О. Чайкина, замначальника смирныховского муниципального управления образования. – По роду службы я являюсь еще и председателем территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). И здесь я узнала много нового. Были, конечно, моменты, уже знакомые нам, членам таких комиссий. Но некоторые нюансы, новые сведения мы услышали здесь впервые. Например, как проводить заседания комиссии, диагностику воспитанников, какие новые методики работы с детьми появились в последнее время. Очень полезное мероприятие!

– Я восемь лет работаю учителем-логопедом в анивском детсаде № 1, – рассказывает Е. Горяйкина, – и замечаю, что год от года малышей с нарушениями речи становится все больше. В нашем садике сейчас, например, уже три группы смешанные: из 25 детей в каждой 15 требуют обязательной помощи логопеда. Если же проверять состояние слуха и речи у детей тщательнее, чем это имеет место, то нуждающихся в моей помощи окажется гораздо больше. Почему? Думаю, что первопричиной этой беды служат, главным образом, сами молодые родители ни в чем не повинных деток. Они в большинстве своем пьют (и нередко – даже в период беременности, в самые «опасные» первые три месяца), курят, а некоторые, возможно, и всякую «дурь», в общем – не следят за здоровьем – и своим, и будущих потомков.

Люблю детей, свою работу, сказала далее Е. Горяйкина, радуюсь каждому успеху малышей и с беспокойством думаю: успею ли подготовить каждого из них к школе? Ведь заниматься с ними начинаем только с пяти лет. И за полтора года до начала школьной жизни ребенок должен научиться вполне внятно и бегло разговаривать. Успех этого процесса зависит, конечно, более всего от сложности дефекта, повлиявшего на развитие его речи, от индивидуальных качеств ребенка и его личности, но не в меньшей мере и от родителей, от того, насколько они заинтересованы в развитии своих чад.

На таком семинаре я впервые, подытожила логопед. Конечно, многое, о чем с нами поделилась психолог Знаменская, это, наверное, ноу-хау, которые мы попробуем применить в своей практике. Может, тогда и будем мы за полтора года успевать подготавливать ребенка с нормальным слухом, но неразвитой речью к школьной жизни.

Острые углы круглого стола

Как и намечалось, первая половина второго дня семинара была отдана специалистам территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, которые в этом, не самом узком кругу знакомились с основными направлениями коррекционной работы – дефектологией, логопедией, специальной психологией, адаптивной физкультурой и прочими мудреными вещами. А после обеда в одном из кабинетов 6-й школы собрались родители особых детей на круглый стол, который проводила все та же неутомимая Светлана Знаменская.

Тему встречи, на которую пришли около 20 родителей, она определила из их вопросов, наиболее часто возникающих в процессе воспитания особых детей. В основном разговор пошел о том, какие приемы и методы целесообразнее всего применять в этом процессе, как свести задержки психического развития (ЗПР) ребенка к минимуму.

Дети с ЗПР, как правило, ходят в те же группы детсадов и в те же классы общеобразовательных школ, что и обычные дети. Разница в том, что они хуже запоминают содержание занятий, медленнее усваивают то, о чем говорит воспитатель или учитель. Поэтому к ним должен быть иной, более щадящий подход, иные мерки, чем к остальным детям.

Во-первых, подача материала для ребенка с ЗПР должна быть «порциальной». Ему надо повторять одни и те же фразы по нескольку раз, пока он не усвоит услышанное и не уловит основной «алгоритм» темы. Если для этого не хватило урока, родитель должен повторить с ним дома пройденное в школе или садике.

Во-вторых, нельзя перегружать память особых детей. Когда все ученики, допустим, решают пять примеров за 20 минут, ребенку с ЗПР достаточно трех. Следует добиваться, чтобы он решил за то же время пусть даже два примера, но решил сам и, главное, правильно. Старайтесь, говорила С. Знаменская, при работе над заданиями давать ему почаще передышки, иначе он быстро устает, перестает усваивать материал и теряет всякий интерес к занятиям.

В-третьих, еще до школы особого ребенка надо приучить к «параметрам» занятий, к определенным алгоритмам выполнения и оформления домашних заданий. Важно также составить распорядок дня, распределить время так, чтобы он и не уставал, и все успевал. Оставьте ему достаточно игрового времени, которое ребенок мог бы использовать по своему усмотрению. Но не давайте слишком много времени на компьютер – для игр на нем достаточно полчаса в день. Если такой ребенок ходит на внеклассные занятия спортом, художественной самодеятельностью, в технический кружок, распорядок его дня должен быть еще точнее. На второй-третий год учебы он привыкнет к тихой размеренной жизни и будет соблюдать ее алгоритм уже без вашего контроля и напоминаний.

Дети с задержками психического развития очень ранимы и переживают всякую неудачу в учебе. Поэтому педагоги должны помнить, что для детей с такими отклонениями «двойки» и «единицы» могут стать причинами глубокой депрессии и ухудшения их здоровья. Ставить им такие оценки просто нельзя. А вот похвалить лишний раз, поощрить теплым словом, небольшим подарочком – не скупитесь. Как говорится, доброе слово и кошке приятно, а детям просто необходимо. Если все же в дневник или тетрадку вашего сына или дочки вкралась плохая оценка, не пугайте свое чадо, а старайтесь заинтересовать его исправить «неуд». Говорите ему примерно так: «Я не верю, что ты не сможешь правильно выполнить это задание. Давай вместе попробуем его решить». Он успокаивается, перестает «комплексовать» и старается выполнить задание без ошибок…

Эта беседа-диалог длилась несколько часов. Родителей интересовало, как снимать у ребенка психическое напряжение и гиперактивность; надо ли приучать его к скорочтению; есть ли необходимость переводить ребенка на домашнее обучение; какие лекарства и средства народной медицины можно применять для укрепления нервной системы при ЗПР и т. д. На каждый вопрос следовал исчерпывающий ответ или совет. Словом, мамы и один (всего один!) папа остались довольны этой содержательной встречей.

Профессия, ставшая престижной

А что думает о состоянии дел в этой сфере на наших островах петербургский психолог?

– Я увидела за эти дни, – ответила корреспонденту С. Знаменская, – очень заинтересованных людей – педагогов, организаторов, которые стараются привнести в жизнь,  в свою практику работы  с детьми что-то новое. Это люди активные в целом. А когда есть такие ищущие, неравнодушные специалисты, обязательно будут положительные сдвиги, какое-то развитие нашего направления. Но зависит такое развитие не только от желания самих специалистов, но и от того, насколько мы, ученые-практики, сможем предоставить им такую возможность, такие знания – и в методическом материале, и в подходах к работе с ребенком родителей. Насколько искренне и увлеченно поддержат сахалинцы образовательные инициативы, идущие из научных центров страны.

– Уровень подготовки на Сахалине очень разный, – заметила далее ученая. – Я столкнулась здесь с тем, что даже те, кто еще не имеет достаточно хорошего образования, стараются, все время изыскивают новые методы работы, читают, образовываются. И свои доклады я ориентировала даже не на среднюю, а на достаточно высокую квалификацию. Новые методы и подходы, о которых я рассказывала сахалинским коллегам, были те же самые, которые приходилось доводить до специалистов Петербурга, Москвы и любых других регионов.

Добавим, что за последние десятилетия престиж профессии педагогов, ведущих коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в психологическом развитии, заметно возрос. Так, в традиционных конкурсах «Учитель года» все чаще победителями выходят психологи, логопеды, специалисты по лечебной физкультуре. В педагогических кругах нашей области известны, например, педагог-психолог дошкольного образования С. Китанаева, сурдопедагог школы-интерната Ю. Ким, логопеды Г. Карпухина и С. Емченко. Все они в свое время побеждали  в конкурсе «Учитель года».

Последние три дня своей поездки на Сахалин С. Знаменская посвятила консультациям. Прием родителей вместе с детьми она вела, как и положено, сугубо конфиденциально, в самой узкой «компании»: психолог – родитель – ребенок. И о содержании этих занятий (на каждую пару мамы с ребенком по 45 минут) знают только эти трое. Известно только, как сообщила руководитель «Надежды» А. Королева, что многие мамы выходили с консультаций довольные, даже радостные. И не случайно. Им протянули руку помощи, вселили надежду на то, что их «кровинушки», их любовь и боль вырастут нормальными, полноценными гражданами.

Понадеемся вместе с ними, что так оно и будет. Н. КОЛБИН.

 Подготовка к школе и успешное обучение
Подготовка к школе и успешное обучение
Формируем навык "Слушать-думать-выполнять"
Подробнее
Терапия неврозов и тревожно-фобических состояний
Терапия неврозов и тревожно-фобических состояний
терапия методами: Эбру, Песочная, Рефлексотерапия
Подробнее
Рекомендуемые услуги по данному направлению
Другие статьи
  • Суицидальное поведение детей и подростков

    В новой статье подробно рассказываем о детском суицидальном поведении. Как помочь ребенку? Что провоцирует суицидальные мысли у подростка? 

  • Поведенческие и психические феномены, проявляющиеся у детей во сне

    В предыдущей статье мы уже подробно обсуждали факторы расстройства детского сна. В данном тексте разберем виды нарушений сна у детей, которые
    относятся к сложным формам и наблюдаются в основном у детей сторганическим поражением головного мозга, невротическими и
    пароксизмальными расстройствами, чувствительной (незрелой) нервной системой.

  • Герасимов Иван Владимирович

    Специалист по ОФП/АФК, сенсомоторной коррекции. В своей работе специалист применяет методы: общей физической подготовки, адаптивной физической культуры, включает программы сенсомоторной и нейродвигательной тренировки, мозжечковой стимуляции.

  • Нейропсихологическая диагностика в системе коррекционной работы

    Нейропсихологический подход к исследованию нарушенного развития ребенка, базируется на знаниях мозговой организации (связи психической функции с определёнными участками мозга) и взаимосвязи высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи), как единой динамической системы функционирования мозга.