Навигация
Позвонить
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

У ребенка проблемы в школе (обучение, поведение) - диагностика и помощь специалиста

12.06.2021г

1. Синдром психического инфантилизма.
Трудности адаптации к школьному обучению связаны с незрелостью психофизиологических функций на которые приходится основная нагрузка: умение управлять своим поведением, концентрироваться, запоминать и удерживать внимание, планировать и контролировать свою деятельность, координировать мелкую моторику, овладевать речевыми навыками  (устной и письменной речи), логически, связно рассуждать, анализировать, мыслить абстрактно.

Негрубые отклонения от нормы,  связаны с замедлением темпа развития ЦНС, высших отделов коры головного мозга, ребенок как бы задержался на предыдущем возрастном этапе. Черты незрелости психики, прежде всего видны в эмоционально-волевой сфере, более позднем формировании учебной мотивации, самоконтроля деятельности, поведения. На уроке ребенок обращает на себя внимание учителя частыми вопросами, не выполняет предложенное задание,  отвлекается, отстает от класса по темпу, не может продуктивно включаться в групповую работу. Наиболее отчетливо, синдром психического инфантилизма проявляется в школе, но диагностировать его можно в  дошкольном возрасте, своевременно помочь ребенку, скорректировать на всех уровнях зрелость психической деятельности - сформировать необходимые умения и навыки.
Основой управления психических процессов и поведения,  считаются  лобные доли, они отвечают за  "школьную зрелость".

2. Синдром дисгармонического инфантилизма - сочетание инфантильных особенностей и нарушенного личностного развития. Проявляется в неспособности ребенка к волевым усилиям, отсутствие учебной мотивации, ориентация только на собственный интерес, чаще игровой, снижение мотивации, болезненная неуверенность в себе, неспособность достижения успеха из- за отказа пробовать что-либо сделать самостоятельно, нет желания добиваться успеха, при столкновении с малейшими трудностями - бросает это занятие. У ребенка формируется психопатическое развитие личности: внушаемость, подчиняемость более сильным
личностям, стремление избегать систематического труда, неспособность к стойким привязанностям, трудное усвоение морально-этических установок (ребенок проявляет дурашливые шутки и игры, не чувствует дистанции, прикасаясь к другим детям, взрослым, импульсивен, расторможен), отмечается недостаточная критичность своих поступков и перспектив. Ребенок может пассивно присутствовать на уроках, не включаться в деятельность без эмоциональной стимуляции педагога, например: для него учитель дробит задание на небольшие блоки, дополнительно объясняет, помогает с сосредоточением, переключаемостью от одной части задания к другой и другие проявления, относящиеся к особенностям развития.


3. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Относительно данного синдрома, достаточно информации и родители чаще осведомлены о нем, если неврологом поставлен диагноз СДВГ. Повышенная двигательная активность, достигающая расторможенности, сопровождает многие нарушения развития. Ребенку сложно спокойно сидеть на уроке, поддерживать рабочую позу, сосредотачиваться на деятельности, контролировать выполнение заданий от начала до завершения,
удерживать концентрацию внимания в течение урока, проявляется постоянная отвлекаемость, забывчивость, реагирование на любой звук, шум, движение в классе.
Прежде всего заметно снижение общей продуктивности, количество и качество выполненных заданий крайне низкое. Ребенок "сначала делает, а потом думает" ошибки по невнимательности, в спешке. В эмоциональном состоянии: раздражительность, импульсивность, возбудимость, затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному поведению, эмоциональным вспышкам.
Ребенку самостоятельно не справиться со своими эмоциональными реакциями, неспособностью концентрироваться и контролировать свои действия, необходима помощь специалистов.

При проявлении описанных выше синдромов, необходимы занятия, способствующие дозреванию психических процессов, гармонизации нервной системы, обучение ребенка навыкам самоконтроля при выполнении заданий, сосредоточению и концентрации (слуховой, зрительной), анализу данных в математических заданиях (ребенок не вникает в условие, не контролирует действия в примерах),  сдерживающим способам поведения: управлению эмоциями, умению контролировать рабочую позу. В данном направлении, специалистами нашего центра разработана программа  дошкольно-школьной подготовки, включающая комплексный подход к развитию.
Программа занятий составляется индивидуально после диагностики нейропсихолога.

Другие новости
  • 12.02.2024г Суицидальное поведение детей и подростков

    В новой статье подробно рассказываем о детском суицидальном поведении. Как помочь ребенку? Что провоцирует суицидальные мысли у подростка? 

  • 17.07.2023г Поведенческие и психические феномены, проявляющиеся у детей во сне

    В предыдущей статье мы уже подробно обсуждали факторы расстройства детского сна. В данном тексте разберем виды нарушений сна у детей, которые
    относятся к сложным формам и наблюдаются в основном у детей сторганическим поражением головного мозга, невротическими и
    пароксизмальными расстройствами, чувствительной (незрелой) нервной системой.

  • 03.04.2023г Герасимов Иван Владимирович

    Специалист по ОФП/АФК, сенсомоторной коррекции. В своей работе специалист применяет методы: общей физической подготовки, адаптивной физической культуры, включает программы сенсомоторной и нейродвигательной тренировки, мозжечковой стимуляции.

  • 14.06.2021г Нейропсихологическая диагностика в системе коррекционной работы

    Нейропсихологический подход к исследованию нарушенного развития ребенка, базируется на знаниях мозговой организации (связи психической функции с определёнными участками мозга) и взаимосвязи высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи), как единой динамической системы функционирования мозга.