Записаться на прием
Полная версия сайта
Центр семейного здоровья
С. Знаменской
Центр семейного здоровья
С. Знаменской
Санкт-Петербург, Малый проспект П. С. 36-38
ежедневно с 9:00 до 21:00
8 (812) 943-71-88
8 (812) 943-71-88 8 (812) 932-29-62
Записаться на прием
Slide1
Slide2
Slide3
Slide3
Slide5
Slide6
Slide7

Психолого-педагогическая экспертиза для суда

Основы психологической экспертизы заключаются в изучении психических процессов, состояний и личностных особенностей здоровых людей, участвующих в уголовном и гражданском деле.
Первичная консультация по составлению плана экспертного заключения
3000 руб.
Психологическое заключение для суда
от 25000 руб. (в зависимости от количества вопросов, поставленных перед экспертом, обсуждается при составлении плана)

Цель судебно-психологической экспертизы заключается в сборе и уточнении важной для следствия и суда информации.

Поводы назначения судебно — психологической экспертизы:

  • разрешение споров (семейных, производственных, бытовых);
  • определение места жительства ребёнка с одним из родителей;
  • определение порядка встреч родителя с ребёнком после развода;
  • анализ  данных об индивидуально-психологических особенностях личности;
  • исследование и анализ признаков  сильных эмоциональных переживаний, негативных психических состояний у взрослых, детей, подростков;
  • установление  психологических факторов пережитого или имеющего место насилия;
  • установление факторов негативного влияния на личность (другой личности, семьи, коллектива, среды).

Компетенция судебно-психологической экспертизы определяет границы решаемых экспертами вопросов и изучаемых ситуаций в рамках закона.

К компетенции психологической экспертизы относят:

  • изучение особенностей личности человека и его психического состояния, также обстоятельств, при которых совершались противоправные действия;
  • выявление специфики познавательных процессов человека;
  • оценку умственного развития (ребёнка, подростка, взрослого человека);
  • определение возможного психофизиологического состояния аффекта;
  • оценка степени осознания и понимания человеком своих действий;
  • определение индивидуальных особенностей, способных оказать влияние на объективность показаний;
  • исследование и анализ детско-родительских отношений;
  • исследование и анализ мотивов совершаемых действий (взрослого, ребёнка).

Экспертная оценка играет важную роль и необходима для того, чтобы установить справедливость в рассматриваемом судебном процессе.

Какие вопросы часто ставятся перед  экспертом-психологом?

     I. Для исследования детско-родительских отношений:

  • В чём заключаются индивидуально-психологические особенности ребёнка?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
  • Каково отношение каждого из родителей к ребёнку?
  • Каково отношение ребёнка к каждому из родителей?
  • Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей обоих родителей на психологический уровень и специфику психического  развития ребёнка?
  • Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребёнка?
  • Другие вопросы личностных особенностей и взаимоотношений.

II. Для выявления  дееспособности и сделкоспособности:

Какие индивидуально-психологические особенности личности повлияли на его поведение в конкретной ситуации

  • Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в изменённом психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и руководить ими?
  • Оказывалось ли психологическое давление на личность, повлиявшее на его решение и приведшее к какому-либо действию (поступку, подписанию бумаг, принятию решения и др.)?
  • Склонен ли подэкспертный к повышенной внушаемости?

 III. Для выявления факта причинения морального вреда:

  • Имеются ли у подэкспертного негативные переживания, нравственные страдания, в связи со сложившимися обстоятельствами? Если имеются, то в чём они выражены, какова их степень и интенсивность?
  • Имеются ли изменения психического благополучия подэкспертного, в результате сложившихся обстоятельств? Если да, то причинно-следственная связь между обстоятельствами и последующим психологическим состоянием подэкспертного?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного и каким образом, они могли повлиять на его эмоциональное состояние, поведение?

IV. Психологическое исследование фонограмм и видеозаписей

  • Имеются ли в тексте допроса на аудио- или видеозаписи признаки психологического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц.

V. Психолого-лингвистическая экспертиза:

  • Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела, является ли испытуемый автором исследуемого текста?
  • Содержатся ли в исследуемом тексте признаки какого-либо необычного состояния, психологического давления, нанесения морального ущерба, негативного воздействия на психику и др. Экспертизе подлежат письма, итернет-переписка, видео- и диктофонные записи, смс- сообщения, продукты литературного творчества (статьи, заметки и др.)

VI. Проведение экспертизы по факту смерти:

  • Имеются ли в материалах дела данные, которые могли свидетельствовать о том, что в период, предшествовавший смерти подэкспертный находился в эмоциональном состоянии «аффект, стресс, другое», которое могло обусловить агрессию каких-либо лиц, а также, способствовать самоубийству?
  • Имелись ли у потерпевшего индивидуально-психологические особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Находился ли потерпевший, в период предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, если да, то чем это состояние могло быть вызвано?

VII . Психологическое сопровождение судебного процесса:

  • Психологическая подготовка клиента к судебному заседанию: формирование стрессоустойчивости, адаптивных психологических защит, адекватного восприятия и отношения к процессу. Проводится с целью помощи клиенту в сохранении психологического равновесия и благополучия в период участия в процессе (особенно в затянувшихся судебных процессах, приводящих к хроническим переживаниям).
  • Оказание помощи после судебного заседания неподготовленным раннее клиентам, переживающим стресс и прибывающим в негативном психическом состоянии.
  • Консультирование клиентов по тактике и стратегиям поведения всех участников процесса с какой-либо из сторон.
  • Проведение психотерапевтических сессий: формирующих определенный психологический настрой (аутотренинг), также терапевтических сессий —  восстанавливающих психическое равновесие и психическое здоровье.

Эксперт-психолог также исследует и другие вопросы, не представленные выше .

В рамках проведения психологической экспертизы возможны следующие формы предоставления информации:

  • устная консультация;
  • письменная консультация;
  • заключение специалиста;
  • заключение эксперта.

Медиация(от лат.mediare- посредничать) – один из методов внесудебного и взаимовыгодного  разрешения споров с помощью третьей  беспристрастной стороны -медиатора (посредника). Функции медиаторов в нашем центре  выполняют психолог-конфликтолог и юрист. Медиация позволяет найти способы разрешения конфликта (спора) практически во всех сферах деятельности человека без обращения в суд.

Процедура медиации регулируется законодательством.

Основными принципами посредничества  (медиации) являются:

  • принцип беспристрастности и независимости медиатора
  • принцип конфиденциальности
  • принцип добровольности
  • принцип сотрудничества и равноправия сторон

Преимущества медиации  перед судебным разбирательством.

  • Даже самое лучшее решение в суде стоит  больших материальных и нервных затрат и не всегда его удается воплотить в жизнь;
  • Любое судебное решение по определению не устраивает проигравшую сторону;
  • Чаще всего решение суда не соответствует желаемым  представлениям выигравшей стороны;
  • Соглашение, достигнутое в медиации, может быть закреплено юридически, и практически будет иметь силу судебного решения, как, например, при заключении мирового соглашения посредством медиации;
  • Медиационное соглашение является и признается сторонами наиболее выгодным из возможных для них в данной ситуации, поэтому они сами заинтересованы в его реализации.
Суд Медиация
Процесс может начаться и вопреки воле одной из сторон Процедура медиации подразумевает добровольность двух сторон
Судья назначается Медиатор выбирается
Решение принимается в строгом соответствии букве закона Решение принимается  в рамках закона, но с учетом интереса двух сторон
Суд наделен властными полномочиями Медиатор не имеет властных полномочий и лишь способствует выработке решения
Длительная и формализованная процедура Ускоренная и неформальная процедура
Публичность процесса Конфиденциальность взаимодействия
Состязательность сторон Сотрудничество сторон
Решение суда без последующего контроля его выполнения Добровольное соглашение и выполнение его двумя сторонами

 

Специалисты
Руководитель Центра Семейного Здоровья, кандидат психологических наук, семейный медицинский психолог широкого профиля, специалист по реабилитации (нейрокоррекции). Участник ежегодных научно-практических конференций и автор 36 научных статей по пренатальной психологии и психотерапии семьи.
Шарина Марина Витальевна
Стаж работы: 21 год
Специалист в области семейного права
Записаться на прием
Записаться на консультацию к специалистам нашего центра можно также по телефонам:
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00