Цель судебно-психологической экспертизы заключается в сборе и уточнении важной для следствия и суда информации.
Поводы назначения судебно — психологической экспертизы:
- разрешение споров (семейных, производственных, бытовых);
- определение места жительства ребёнка с одним из родителей;
- определение порядка встреч родителя с ребёнком после развода;
- анализ данных об индивидуально-психологических особенностях личности;
- исследование и анализ признаков сильных эмоциональных переживаний, негативных психических состояний у взрослых, детей, подростков;
- установление психологических факторов пережитого или имеющего место насилия;
- установление факторов негативного влияния на личность (другой личности, семьи, коллектива, среды).
Компетенция судебно-психологической экспертизы определяет границы решаемых экспертами вопросов и изучаемых ситуаций в рамках закона.
К компетенции психологической экспертизы относят:
- изучение особенностей личности человека и его психического состояния, также обстоятельств, при которых совершались противоправные действия;
- выявление специфики познавательных процессов человека;
- оценку умственного развития (ребёнка, подростка, взрослого человека);
- определение возможного психофизиологического состояния аффекта;
- оценка степени осознания и понимания человеком своих действий;
- определение индивидуальных особенностей, способных оказать влияние на объективность показаний;
- исследование и анализ детско-родительских отношений;
- исследование и анализ мотивов совершаемых действий (взрослого, ребёнка).
Экспертная оценка играет важную роль и необходима для того, чтобы установить справедливость в рассматриваемом судебном процессе.
Какие вопросы часто ставятся перед экспертом-психологом?
I. Для исследования детско-родительских отношений:
- В чём заключаются индивидуально-психологические особенности ребёнка?
- Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?
- Каково отношение каждого из родителей к ребёнку?
- Каково отношение ребёнка к каждому из родителей?
- Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей обоих родителей на психологический уровень и специфику психического развития ребёнка?
- Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребёнка?
- Другие вопросы личностных особенностей и взаимоотношений.
II. Для выявления дееспособности и сделкоспособности:
Какие индивидуально-психологические особенности личности повлияли на его поведение в конкретной ситуации
- Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в изменённом психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и руководить ими?
- Оказывалось ли психологическое давление на личность, повлиявшее на его решение и приведшее к какому-либо действию (поступку, подписанию бумаг, принятию решения и др.)?
- Склонен ли подэкспертный к повышенной внушаемости?
III. Для выявления факта причинения морального вреда:
- Имеются ли у подэкспертного негативные переживания, нравственные страдания, в связи со сложившимися обстоятельствами? Если имеются, то в чём они выражены, какова их степень и интенсивность?
- Имеются ли изменения психического благополучия подэкспертного, в результате сложившихся обстоятельств? Если да, то причинно-следственная связь между обстоятельствами и последующим психологическим состоянием подэкспертного?
- Каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного и каким образом, они могли повлиять на его эмоциональное состояние, поведение?
IV. Психологическое исследование фонограмм и видеозаписей
- Имеются ли в тексте допроса на аудио- или видеозаписи признаки психологического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц.
V. Психолого-лингвистическая экспертиза:
- Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела, является ли испытуемый автором исследуемого текста?
- Содержатся ли в исследуемом тексте признаки какого-либо необычного состояния, психологического давления, нанесения морального ущерба, негативного воздействия на психику и др. Экспертизе подлежат письма, итернет-переписка, видео- и диктофонные записи, смс- сообщения, продукты литературного творчества (статьи, заметки и др.)
VI. Проведение экспертизы по факту смерти:
- Имеются ли в материалах дела данные, которые могли свидетельствовать о том, что в период, предшествовавший смерти подэкспертный находился в эмоциональном состоянии «аффект, стресс, другое», которое могло обусловить агрессию каких-либо лиц, а также, способствовать самоубийству?
- Имелись ли у потерпевшего индивидуально-психологические особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
- Находился ли потерпевший, в период предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
VII . Психологическое сопровождение судебного процесса:
- Психологическая подготовка клиента к судебному заседанию: формирование стрессоустойчивости, адаптивных психологических защит, адекватного восприятия и отношения к процессу. Проводится с целью помощи клиенту в сохранении психологического равновесия и благополучия в период участия в процессе (особенно в затянувшихся судебных процессах, приводящих к хроническим переживаниям).
- Оказание помощи после судебного заседания неподготовленным раннее клиентам, переживающим стресс и прибывающим в негативном психическом состоянии.
- Консультирование клиентов по тактике и стратегиям поведения всех участников процесса с какой-либо из сторон.
- Проведение психотерапевтических сессий: формирующих определенный психологический настрой (аутотренинг), также терапевтических сессий — восстанавливающих психическое равновесие и психическое здоровье.
Эксперт-психолог также исследует и другие вопросы, не представленные выше .
В рамках проведения психологической экспертизы возможны следующие формы предоставления информации:
- устная консультация;
- письменная консультация;
- заключение специалиста;
- заключение эксперта.
Медиация(от лат.mediare- посредничать) – один из методов внесудебного и взаимовыгодного разрешения споров с помощью третьей беспристрастной стороны -медиатора (посредника). Функции медиаторов в нашем центре выполняют психолог-конфликтолог и юрист. Медиация позволяет найти способы разрешения конфликта (спора) практически во всех сферах деятельности человека без обращения в суд.
Процедура медиации регулируется законодательством.
Основными принципами посредничества (медиации) являются:
- принцип беспристрастности и независимости медиатора
- принцип конфиденциальности
- принцип добровольности
- принцип сотрудничества и равноправия сторон
Преимущества медиации перед судебным разбирательством.
- Даже самое лучшее решение в суде стоит больших материальных и нервных затрат и не всегда его удается воплотить в жизнь;
- Любое судебное решение по определению не устраивает проигравшую сторону;
- Чаще всего решение суда не соответствует желаемым представлениям выигравшей стороны;
- Соглашение, достигнутое в медиации, может быть закреплено юридически, и практически будет иметь силу судебного решения, как, например, при заключении мирового соглашения посредством медиации;
- Медиационное соглашение является и признается сторонами наиболее выгодным из возможных для них в данной ситуации, поэтому они сами заинтересованы в его реализации.
Суд | Медиация |
Процесс может начаться и вопреки воле одной из сторон | Процедура медиации подразумевает добровольность двух сторон |
Судья назначается | Медиатор выбирается |
Решение принимается в строгом соответствии букве закона | Решение принимается в рамках закона, но с учетом интереса двух сторон |
Суд наделен властными полномочиями | Медиатор не имеет властных полномочий и лишь способствует выработке решения |
Длительная и формализованная процедура | Ускоренная и неформальная процедура |
Публичность процесса | Конфиденциальность взаимодействия |
Состязательность сторон | Сотрудничество сторон |
Решение суда без последующего контроля его выполнения | Добровольное соглашение и выполнение его двумя сторонами |