Психосексуальное развитие проходит определенные стадии, привязанные к возрасту, последовательно приводя растущего и развивающегося человека к поло-ролевой идентичности, то есть к осознанию себя мужчиной или женщиной, формированию соотвествующего поведения, интересов и желаний, реализации их в созданной семье.
Стадии эти названы согласно фокусу интересов и ведущим переживаниям ребенка и подростка в данный возрастной период.
Стадии психосексуального развития
Оральная стадия (от 0 до 1,5 лет) — от лат.слова «os»- рот, познание окружающего мира происходит через осязание, вкус.
Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет) — от лат.слова «anus» — заднй проход, время приучения к горшку, навыкам опрятности, высокий уровень любопытства ребенка к собственным физиологическим актам.
Фаллическая стадия (3-6 лет) — активно проявляется интерес к атрибутам своего и противоположного пола, происходят сравнения, самоисследования, появляются ролевые игры, конкуренция. В это же время проявляются «эдипов комплекс» у мальчиков и «комплекс Электры» у девочек, благополучное разрешение которых способствует установлению гармоничной иерархии в семье, формированию правильных ожиданий ребенка от обоих родителей, нацеленность в будущее на поиск удачного объекта для создания интимных, семейных отношений.
Латентная (скрытая) стадия (с 6 лет и до начала подросткового возраста). Обеспечивает задачи развития, становления личности, самооценки, уровня притязаний, встройки в учебный процесс и так далее, уводя временно внимание от темы секса и отношений полов.
И, наконец, совпадающая с подростковым возрастом, генитальная стадия, когда на фоне гормональной перестройки появляется ярко выраженный интерес к противоположному полу, к интимной стороне взрослой жизни, желание исследовать свои возможности в этом плане, экспериментировать, время мучительных сомнений в своей привлекательности и нормальности.
Различные причины, вызывающие нарушения психосексуального развития, наиболее полно изучены ведущими отечественными сексопатологами В. М. Масловым, И. Л. Ботневой и Г. С. Васильченко.
Причины задержки психосексуального развития
Соматогенные (от слова «сома» — тело) задержки связаны с отставанием в половом развитии на фоне различных тяжелых врожденных заболеваний. Они наиболее глубоки и трудно корригируемы. Одной из причин является нарушение функции эндокринной системы. При тяжелых нарушениях, например, при врожденном недоразвитии половых желез, возможна асексуальность то есть полное выпадение сексуальных компонентов в психическом развитии личности. Как правило, в случае тяжелых врожденных заболеваний ребенка, вопросы сексуальности остаются второстепенными, главное дать такому человеку выжить и более или менее адаптировать в обществе.
Психогенные задержки вызваны нарушениями в становлении психики, например, при общем отставании психического развития, или они могут быть изолированными, а остальные компоненты психики развиваются своевременно. Задержки психосексуального развития могут быть у больных с пограничными психическими расстройствами, патохарактерологическим развитием, психопатиями. Свойственные некоторым таким людям робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, слабость побуждений, — приводят к нарушению способности к общению. Наряду с этим, неустойчивость эмоциональных реакций, склонность к фантазированию и слабость воли способствуют формированию и закреплению замещающих и суррогатных форм сексуальной активности, которая не можетбыть реализована в иных, нормальных формах, из-за особенностей их личности. Вследствие этого сексуальное влечение деформируется, и у больных пограничного круга часты различные сексуальные извращения.
Социогенные задержки вызваны неправильным половым воспитанием родителями, педагогами, другими значимыми для ребенка людьми.
В нашей стране, пережившей войну, затем длительный период искажения на государственном уровне представления о поло-ролевом поведении, где женщина была прежде всего «друг, боевой товарищ и брат», большинство семей имеют те или иные сложности с сексуальным воспитанием детей. Мужчины после войны оказались «в дефиците», роль лидера в семье начали занимать мамы, а чаще всего бабушки. Мальчики получали сугубо женское воспитание от той же бабушки, воспитательницы детского сада, учителей в школе, также преимущественно женского пола. Все это привело к почти поголовной инфантилизации, снижению уровня социальной ответственности у современных мужчин, возросшему уровню различных половых девиаций. Женщины же, наоборот, буквально впитали установки на лидерство, равные возможности с мужчинами, на фоне чего, им стало казаться, что среди мужчин их поколения достойных людей днем с огнем не сыщешь.
Кроме того, до сих пор во многих семьях жив воспитательный стереотип, подразумевающий, что все, что связано с сексуальными отношениями, имеет низменный, грязный, порочный оттенок, накладывающий табу на обсуждение вполне естественных вещей со своими детьми. Как пример, на этапе, когда ребенок 2-4 лет проявляет естественное и нормальное для его возраста любопытство к своему телу и телу сверстников, такие родители расценивают это как «распущенность» и строго наказывают его. Точно так же некоторые родители реагируют и на стремление ребенка общаться с детьми противоположного пола, и на его первую детскую влюбленность.
Запреты на общение со сверстниками противоположного пола приводит к тому, что у ребенка не развивается навыков общения и нормального поведения с представителями противоположного пола. Из-за неправильного воспитания становление сексуальности отстает от своих нормальных сроков – это называется асинхронией психосексуального развития.
Прием руководителя центра, кандидата психологических наук Знаменской С. И. |
Консультация семейного психолога, сексолога |
Как может проявляться задержка психосексуального развития
В раннем, дошкольном возрасте она протекает не столь очевидно. У таких детей менее выражено или отсутствует любопытство, связанное с полом. Они не играют в полоролевые игры («в дочки-матери», «в семью», «в доктора»). Но при этом у ребенка отсутствуют 1 и 2 этапы психосексуального развития. Сами дети этого, конечно, не сознают, а родители считают отсутствие интереса к проблемам пола свидетельством хорошего воспитания.
Нарушения становятся более явными лишь в пубертатном периоде. Иногда такие девочки начинают играть в полоролевые игры, свойственные 5-7-летним детям, уже в подростковом возрасте. Девочка общается с младшими детьми и с увлечением играет с ними в куклы и другие игры, в которые она «не доиграла» своевременно.
Подростковому возрасту свойственен иной гормональный фон и большая осведомленность по вопросам пола. Совпадение таких запоздалых игр с высокой гормональной активностью может привести к суррогатной форме реализации либидо и развитию гомосексуального влечения. Например, девочка-подросток с задержанным психосексуальным развитием не обращает внимания на мальчиков, играет только с девочками младшего возраста, тискает, гладит, целует и ласкает их, а взрослые могут расценить это как то, что она любит детей и, в частности, своих маленьких подружек. Но это влечение к представительницам своего пола, пока ещё не сексуальное, совпадая с развитием гормональной системы девочки-подростка, может закрепиться, в дальнейшем формируется интерес только к женскому полу и развивается гомосексуализм (лесбиянство).
На этапе формирования психосексуальных ориентаций половое влечение может задержаться на платонической или эротической стадии. Сексуальная стадия либидо не формируется. Это является одной из причин расстройства сексуального влечения и половой холодности женщин.
Многие женщины, которые не испытывают сексуального влечения к мужчинам и равнодушны к сексу, неправильно воспитывались с детства. Родители подавляли любые проявление интереса дочери к мальчикам, держали взаперти, если девочка всего лишь разговаривала или играла с ровесником, подозрительно контролируя её белье в поисках «следов» сексуальных контактов, жестоко наказывая за малейшие отклонения от норм поведения, предписанных родителями.
Женщины больше, чем мужчины, страдают от чрезмерного контроля воспитателей и родителей на всех этапах психосексуального развития. Воспитанные деспотичными родителями в суровых условиях запретов и запугивания, когда родители внушали дочери, что половая жизнь до брака является «позором на всю жизнь», девочки боятся любых контактов с представителями противоположного пола. Даже при нормальном гормональном фоне у таких женщин не формируется сексуальное влечение, и они испытывают отвращение к половому акту.
Ребенок может быть гармонично развит, однако постоянная опека и контроль, запрещение общения с кем-либо из сверстников и навязывание иного круга общения, полная изоляция от сверстников, отрицательное отношение к любым проявлениям сексуальности ребенка, естественным для его возраста, наказания и другие жестокие «воспитательные» меры — искажают этапы психосексуального развития ребенка и деформируют его личность. Основным стержнем задержки психосексуального расстройства, на который впоследствии нанизываются другие сексуальные нарушения, являются трудности общения (коммуникации) и нарушения поведения, вызванные неправильным воспитанием.
Лечение задержек психосексуального развития проводится уже у взрослых людей, реже у подростков.
В результате лечения у сексопатолога человек, имеющий ту или иную форму задержки психосексуального развития, получает возможность «дорасти», наверстать упущенное, пройти последовательно те стадии, которые он пропустил. Отрабатываются успешные модели поведения, с помощью специалиста формируется образ желаемого партнера и стратегии для его поисков. Параллельно проводится психотерапевтическая работа по самопринятию всего спектра своих эмоций и чувств, своего тела и его естественных нужд. Также происходит работа с личностыми границами, с поиском и идентификацией собственных желаний и отделения их от чужих, навязанных.