Навигация
Санкт-Петербург
ул. Плуталова, 22ул. Плуталова, 22
м. Петроградская
Санкт-Петербург
Малый Пр. П.С., 36-38Малый Пр. П.С., 36-38
м. Чкаловская
Санкт-Петербург
Добролюбова пр., 19Добролюбова пр., 19
м. Спортивная
Санкт-Петербург
ул. Плуталова, 22ул. Плуталова, 22
м. Петроградская
Санкт-Петербург
Малый Пр. П.С., 36-38Малый Пр. П.С., 36-38
м. Чкаловская
Санкт-Петербург
Добролюбова пр., 19Добролюбова пр., 19
м. Спортивная
Позвонить
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

Как пережить кризис 3-х лет и благополучно выйти из него?

К трём годам ребёнок проходит очередную стадию критического развития (кризис 3-х лет). Поведение ребёнка резко меняется — возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого. Это наиболее трудный период, как для детей, так и для всего семейного окружения.

В процессе длительного изучения возрастных особенностей детей, выявлены основные проявления кризиса 3-х лет:

1. Упрямство и строптивость. Проявляется в упорстве и настойчивости ребёнка на чём-то, даже на том, что ему не очень хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против кого-то из взрослых, а против сложившейся ранее системы отношений. Недовольство ребёнка может проявляться на всех уровнях взаимодействия с ним.
2. Негативизм. Ребёнок категорически отказывается делать то, о чём его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом, он проявляет недовольство, реагируя не на само действие, а на требование или просьбу определённого взрослого.
3. Своеволие. Ребёнок хочет делать всё сам, стремится к самостоятельности во всём. Это стремление часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает множественные конфликты со взрослыми.
4. Обесценивание. У ребёнка пропадает интерес к прежним привязанностям, к тому, что было дорого, к старым правилам поведения и ритуалам.
5. Протест-бунт и деспотизм проявляются в частых ссорах с родителями. Ребёнок стремится диктовать всем свою волю, он находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность – нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти проявления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие проявления говорят о том, что у ребёнка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятельность.

Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. Этот период может наступить раньше или позже – с 2,5л до 4-хлет. В норме, через кризис проходят все дети и «волевое противостояние» с родителями, позволяет заявить о себе, как о растущей личности.

Как смягчить проявление кризиса и помочь ребёнку благополучно выйти из кризиса?

Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм – проявление чувства собственного достоинства. Если так рассуждать, вам будет легче принять происходящие в ребёнке изменения.

Будьте настойчивы и последовательны в общении с ребёнком. Если вы сказали «нет», не меняйте своего решения. Договоритесь в семье о том, что дозволено, а что запрещено. Все запреты должны быть разумны.

Относитесь спокойнее к приступам упрямства и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5-3 года. Мальчики упрямятся сильнее, а девочки капризничают чаще. В момент приступов оставайтесь рядом с ребёнком, дайте ему ощутить ваше понимание.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки только возбуждают эмоционально.
Постарайтесь переключить внимание ребёнка. Переключение сработает, если ребёнок услышит искренность и интерес в вашей интонации.
Здесь мы приводим общие рекомендации, которые можно найти в психологической литературе. Ваш ребёнок – индивидуальность и мы это понимаем. Если кризис протекает крайне тяжело и вам не удаётся найти «ключик» к поведению ребёнка, не доводите себя и его до нервных срывов – обращайтесь к детскому психологу.