Обучение в школе предъявляет определенные требования к ребенку и наиболее значимым показателем готовности считается – адаптация, приспособление к правилам и требованиям новой среды. В норме, адаптация проходит в течение первых трех месяцев обучения. Это очень ответственный период в жизни первоклассника, изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми.
Многие родители полагают, что, научив ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у ребенка не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием первоклассника ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг… При встрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем. Попробуем понять, почему так происходит и из чего складывается адаптация к школьному обучению.
Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности:
физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии.
Физический уровень готовности подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста, состояние моторики, зрения, слуха, общее состояние здоровья:
• уровень нервно-психического и физического развития;
• показатели функционирования основных систем организма;
• уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.
На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей.
Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.
Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.
Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.
Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.
По состоянию здоровья ребенка, нейропсихолог может оценить факторы риска дезадаптации: определить с какими проблемами столкнется ребенок в школе и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.
Родителям, необходимо понимать, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, будет сложно даваться обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям. Главная задача родителей - поддерживать у ребенка здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения в школе. Это предполагает установление для первоклассника режима дня, правильного распределения энергозатрат (психофизической нагрузки), обеспечение здоровым питанием, для укрепления нервной и иммунной систем организма. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
- Развитие высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», в развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.
- Развитие социально-коммуникативного интеллекта: навыков общения с детьми, взрослыми, умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения, понимать и ориентироваться в ситуациях взаимодействия со сверстниками (как правильно поступить и отреагировать в той или иной ситуации?). Социальный интеллект и коммуникативные навыки тесно переплетаются с личностным развитием – характером и эмоционально-волевой сферой личности.
Нейропсихологическая диагностика выявляет сформированность высших психических функций, сенсомоторной зрелости, личностного, эмоционально-волевого и коммуникативного развития, что позволит максимально подготовить ребенка к школьному обучению.
На что обратить внимание родителям будущего первоклассника?
Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. В норме, ребёнку достаточно 2-3 недели на усвоение основных норм и правил школьной жизни. Но в целом, адаптация протекает до 3-х месяцев с начала обучения. Трудности интеллектуального освоения программы иногда сразу не заметны родителям, чаще они проявляются к окончанию первого триместра, т.к. обычно учителя и родители ждут, когда ребенок «втянется», «включится» и начнет выполнять задания наравне с одноклассниками. Поэтому нейропсихолог, дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо расстраиваться и бояться услышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе. Получив на консультации необходимую информацию, Вы сможете своевременно принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной дезадаптации.
Дезадаптации предшествуют определённые маркеры в поведении или самочувствии ребенка, они проявляются в виде повышенной тревожности, нежелания идти в школу, резких эмоциональных реакциях (дома или в школе), невротизации, агрессивного поведения, нарушений сна, снижения аппетита, психосоматических признаков (болей в животе, тошноты, головной боли, других соматических жалоб перед походом в школу).
Трудности, приводящие к дезадаптации первоклассника, заметны уже к концу первого месяца обучения:
• у ребенка потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
• сложности в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;
• частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;
• неспособность управлять своим телом (спокойно сидеть), поведением на уроках, переменах;
• трудности в общении с одноклассниками, учителями;
• сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);
• выполнение домашнего задания занимает половину дня;
• самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;
• ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)
• ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения (агрессия, раздражительность).
С подобными проявлениями, желательно сразу обращаться к нейропсихологу за рекомендациями и последующей помощью.
Как показывает опыт, многие проблемы недостаточной дошкольной подготовки можно своевременно увидеть и скорректировать, если обратиться к нейропсихологу за год до школы. Но если так сложилось, что ребенок в сентябре идет в школу, а вы обратились к нейропсихологу незадолго до школы, будет полезно определить факторы риска школьной дезадаптации и получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости, организовать помощь специалистов: нейропсихолога, психолога, логопеда-дефектолога, специалиста по физическому и сенсомоторному развитию.
Дорогие родители, нет ничего важнее вашего спокойствия и создания комфортной обстановки для вашего ребёнка. Старайтесь использовать все ресурсы для оказания поддержки и помощи будущему первокласснику.