Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии речи детей от рождения до 3-х лет.
Проблема ранней помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля рождения здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась до 35%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия, синдромы двигательных нарушений, гипервозбудимость и др.). В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии.
Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие речи. Диагноз ПЭП к концу первого года жизни снимается, т.к. выраженных нарушений не выявляется. В последствие, нормальное развитие отмечается у 15-20 % детей. Но наши длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет имеют различные речевые нарушения: ОНР, ФФН, стертые дизартрии и другие. Симптомы этих нарушений были с рождения, т.к. причины нарушений относятся к внутриутробному или младенческому периоду.
Задержка в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни.
У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений:
- двигательная сфера (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипуляторной деятельности),
- строение и функционирование артикуляционного аппарата (неправильная форма твёрдого нёба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ),
- состояние голоса (монотонный, истощаемый, лишённый интонационной выразительности),
- состояние дыхания (неглубокое, аритмичное),
- эмоциональная сфера (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему и потребностей в общении с взрослыми людьми).
Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые 2-3 года жизни. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет или даже месяцев жизни ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скоррегировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого их уровня развития, а также более успешной интеграции в общество.
В связи с этим создаются и внедряются в практику новые педагогические технологии раннего выявления и коррекции отклонений в сенсомоторном, речевом развитии детей. Проводится консультирование родителей по вопросам раннего развития, разработана комплексная система диагностики для выявления отклонений и раннего начала систематической коррекционной работы.
В нашем Центре проводится целенаправленная подготовка специалистов для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста, создана программа « Здоровый малыш».
Программа «Здоровый малыш» разработана для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском в отставании, где отводится большая роль семейному воспитанию. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей в младенческом и раннем возрасте адресованы родителям с целью активизации участия их в процессе воспитания ребенка.
Особенность психолого-логопедической работы заключается в том, что программа направлена на выявление отклонений в раннем развитии ребенка, точность диагностики, своевременную, качественную коррекцию, с учетом компенсаторных возможностей малыша, позволяющие родителям надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы.
Система занятий включает в себя следующие направления коррекционной работы:
- Развитие эмоциональных реакций;
- Развитие зрительного и слухового восприятия;
- Развитие движений руки и действий с предметами;
- Формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
- Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
- Развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей. При этом предполагается постепенное усложнение приёмов, направленных на развитие речи и формирование всех психических функций ребёнка. Интересные мотивационные приемы, использование эмоционального, музыкального, четкого речевого оформления и логически обусловленная смена детской деятельности составляют новизну подхода к проведению занятий с малышами, имеющими системные нарушения.
Программа «Здоровый малыш» содержит несколько блоков, соответствующих возрастным потребностям ребёнка от 8 месяцев до 3 лет. Программа включает 10 занятий с психологом и 10 занятий с логопедом-дефектологом. Записаться можно по т. 939-26-56 с 10 до 21 ч.