Родители ребенка раннего возраста очень внимательно наблюдают за развитием малыша, обращают внимание на его активность, игровой интерес, эмоциональные реакции – радость, восторг, недовольство и иногда явный протест. Отметим на какие нарушения надо обратить внимания родителям в самый сложный возрастной период, а именно: в двухлетнем возрасте.
В этот период, когда осмотры врача становятся гораздо реже, чем на первом году жизни, педагоги (детского сада или центра развития) еще не участвуют в оценке развития малыша и, учитывая физиологические особенности этого возраста – период развития протестов, истерик, сложности в поведении, важно не пропустить недоразвитие психомоторных и речевых навыков, чтобы вовремя оказать квалифицированную помощь и не копить проблемы в будущее.
Самые распространенные признаки, указывающие на отставание в развитии ребенка двухлетного возраста:
1. Малыш неуверенно бегает, неловко совершает движения, не может научиться подпрыгивать. Не умеет пользоваться ложкой, предпочитает есть руками или сохраняется кормление с непосредственной помощью взрослых. Ребенок, не умеет пить из чашки и/или через трубочку, не умеет жевать, может отмечаться избирательность в еде, трудности в расширении рациона питания.
2. В игре ребенка может не появиться подражательная деятельность, его игра, по-прежнему, носит предметно-манипулятивный характер, а именно: ребенок берет игрушку, перекладывает, разбирает, ощупывает, но, при этом, отсутствуют сюжетные игры и не развивается ролевые игры (мишка-водитель никуда не едет, девочка-кукла не идёт в гости, зайчики или строители не перевозятся грузы и т.д. – простой ролевой сюжет отсутствует!)
3. Ребенок не слушает сказки, не рассматривает картинки, перелистывает и быстро закрывает книгу не желая слушать или немного задержать внимание на сюжетных картинках.
4. Ребенок не прислушивается к речевым заданиям, инструкциям, не воспринимает их, избирательно или фрагментарно выполняет задания, реагирует нежеланием на выполнение инструкции по образцу, затруднён переход от одного плана игрового действия к другому (застреваемость) или наоборот, слишком быстрая переключаемость (не удерживает внимание на одной игре в течение 10-15 мин.)
5. Словарный запас ребенка не пополняется, не расширяется, могут появиться вокализации или утрачиваются ранее произносимые слова (речевой регресс).
6. При обращении со взрослым, ребенок берет его за руку и ведет, действует его руками в игре, рисовании, не устанавливает устойчивый зрительный контакт, предпочитая свою собственную игру (больше находится в своём игровом мире и редко нуждается в общении).
7. У малыша не сформирован указательный жест, в речи появились эхолалии (повторение слов или фрагментов слов, часто вкрапляются фразы из мультфильмов и стойко закрепляются в речи ребенка).
8. Ребенок быстро и чувствительно реагирует, иногда пугается на слабые раздражители, закрывает ушки руками на голоса других детей в детском саду, звук телефона, пылесоса, стиральной машинки. При нахождении в людных местах или после поездки в гости быстро истощается и выдает реакции агрессии, навязчивые движения, долго не может уснуть, спит беспокойно.
9. Малышу не интересно рисовать, лепить, вместо освоения новых навыков, подражания – берет в рот игрушки, разбрасывает вместо складывания или построения, кидает, разбивает (действия больше разрушительно-импульсивные, чем конструктивно-созидательные).
10. На детской площадке малыш избегает контакта с другими детьми/ взрослыми, резко негативно реагирует если кто-то из детей подходит, пытается взаимодействовать.
Дорогие родители, будьте бдительны к этим проявлениям, не оставляйте их без внимания! Обращайтесь своевременно к специалистам - детскому неврологу, нейропсихологу, если вы наблюдаете подобное в поведении своего ребенка.