Навигация
Позвонить
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

Готовность ребёнка к обучению в школе или в чём заключается успешная адаптация первоклассника?

08.06.2021г

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается на трёх основных уровнях: психологическая, физиологическая, социальная

Школьное обучение предполагает сформированность у ребёнка этих трёх составляющих, позволяющих первокласснику благоприятно адаптироваться к нагрузкам. Поскольку наиболее значимым показателем готовности считается — адаптация или приспособление к школе, основная задача родителей уделить внимание всесторонней подготовке к школе. И если какой-то из этих уровней отстаёт в формировании и оказался незрелым, примерно к ноябрю-декабрю можно увидеть проблемы адаптации. Трудности в обучении, приспособлении к требованиям педагога, затруднение в контакте со сверстниками, высокая частота заболеваемости и другие проявления дезадаптации включают у ребёнка защитные механизмы. Как правило, резко снижается познавательная активность и сужается интерес к дополнительным занятиям: посещение секций, кружков, музыкальных занятий становится ребёнку в тягость. Могут проявляться истерики, нервные срывы, нарушения сна, снижение аппетита, капризность, снижение фона настроения. На всех уровнях психофизиологии идёт отвержение учебной деятельности, когда любое предложение сесть за выполнение домашних заданий встречается эмоционально, раздражённо, истерично и т.п. Часто наблюдается уход в психосоматические заболевания: головные боли напряжения, неврозоподобное состояние (тики, навязчивые движения, перепады настроения, тяжелые и частые истерики, нарушения сна, уход в детский мир дошкольных и компьютерных игр).

У каждого ребёнка своя картина реагирования организма на адаптационный стресс.Период адаптации может быть более длительным, чем предполагают родители и педагоги, может затянуться до 6-8 месяцев. Реагирование ребёнка на изменения привычной для него дошкольной жизни будет проявляться у всех детей, а дезадаптация только у тех, кто оказался не готов к требованиям школьной нагрузки.

Большинство родителей полагает, что, научив своего ребенка читать, писать, решать задачи, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг отвержение учебной деятельности. При встрече с учителем через два-три месяца обучения, вы вдруг узнаете, что в школе не без проблем.

Основные проявления дезадаптации выглядят так:

  • неспособность ребёнка управлять своим поведением на уроках, переменах;
  • трудности в общении с одноклассниками, учителями;
  • сложность в запоминании учебного материала, даваемого на уроках (ребенок его
  • не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);
  • выполнение домашнего задания занимает длительное время;
  • самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;
  • потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
  • сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;
  • частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;
  • ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится
  • вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)
  • ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения
  • с началом школьного обучения;
  • ребёнок часто болеет простудными, вирусными заболеваниями (снижается иммунитет).

К сожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку — посетить кабинет психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых рекомендаций.

Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Поэтому психолог, дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо бояться услышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе. Если вы получите информацию – сможете своевременно принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не допуская развития школьной тревожности и дезадаптации. Как правило, первые проявления школьной дезадаптации заметны уже к концу первого месяца обучения. В норме, ребёнку достаточно 2-3 недели на усвоение норм и правил школьной жизни. Но с точки зрения интеллектуального освоения программы обучения, дезадаптация чаще проявляется к окончанию первого триместра. Этому предшествуют определённые предпосылки и проявления, которые связаны с возрастными, личностными и медицинскими аспектами.

Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

  1. Провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению.
  2. Определить факторы риска школьной дезадаптации.
  3. Получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости — психолога.

Родителям необходимо знать, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии с повышенной нагрузкой, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям. Главная задача родителей — поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.

Дорогие родители, нет ничего важнее вашего спокойствия и создания комфортной обстановки для вашего ребёнка. Старайтесь использовать все ресурсы для оказания поддержки и помощи будущему первокласснику.

Знаменская С.И.,
кандидат психологических наук, медицинский психолог-реабилитолог.