Навигация
Позвонить
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

Подготовка руки к письму: развитие каллиграфических навыков у дошкольников

01.11.2023г

В процессе нейропсихологической диагностики дошкольников одним из часто определяемых слабых звеньев, является недостаточная подготовка руки к письму.

Развитие мелкой моторики и речи, находятся в прямой и тесной связи, движения пальцев стимулируют развитие всех мозговых структур. В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Во время движения пальцев рук происходит согласованная работа лобной и височных отделов головного мозга. Практические наработки отечественного нейропсихолога Александра Романовича Лурия, раскрывают нам понятие прямой зависимости двигательной активности мелкой моторики в стимуляции мозговой деятельности. Лобные доли являются составляющими третьего функционального блока мозга, который отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных форм деятельности, к которым относится письмо.

Чаще всего затруднения в освоении каллиграфических навыков связаны со слабостью межпальцевых мышц, недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия образа буквенных знаков, зрительной памяти, недостаточным контролем позы тела, что в совокупности отрицательно сказываются на успешном усвоении детьми программы первого класса.

 Для успешной подготовки руки ребенка к письму, нами разработан комплекс занятий, включающий активацию сенсомоторных зон коры и других интегративных функций мозга, способствующих освоению графомоторных навыков.  Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте формирует своего рода фундамент умственного и речевого развития. На практике дети, имеющие слабую моторную функцию, страдают и недостаточностью произвольного внимания, памяти, логического мышления, речевого развития, быстро утомляются во время занятий. Нельзя не отметить и тот факт, что неподготовленные пальчики плохо владеют карандашом и ручкой. Это значит, что начало обучения в школе будет отягощено дополнительными трудностями для ребенка.

В программу занятий по подготовке руки к письму включены тренировочные упражнения формирующие базовые сенсомоторные функции с нейропсихологом и логопедом-дефектологом, разработанные специалистами нашего центра.


 Логопед-дефектолог выполняет подготовку мышц руки и костно-связочного аппарата к правильному захвату карандаша (постановку руки) с помощью специализированного массажа кистей, предплечья, плеча, шейно-воротниковой зоны. Это занятие приятно и полезно для ребенка, как для развития межпальцевых мышц, стимуляции нервно-мышечной проводимости, усвоения различного типа кистевых движений, активации речевых центров головного мозга, так и для развития интегративных функций коры головного мозга (образование новых нейронных связей в корково-подкорковом взаимодействии).

 С помощью специальных упражнений развивает у ребенка оптико-пространственную ориентацию, глазодвигательную систему (слежение глазами за действиями руки), постепенно осваиваются разнообразные графомоторные стереотипы, правильное написание печатных, а затем и прописных букв. Упражнения включают знакомство с тетрадью, освоение различных видов оптико-пространственной ориентации на листе, умение отсчитывать клетки, отступать от края, понимать движения «влево-вправо от полей», «вверх-вниз», «по диагонали влево-вправо», и другие необходимые к школе навыки.

С целью освоения каллиграфических навыков и профилактики оптической дисграфии, необходимо сформировать у ребенка правильное оптическое восприятие образа букв, развивать глазомер (определение величины буквенных знаков), тренировать направленность руки при написании буквенных элементов: построение на линейке, попадание в строку, наклон и ориентир букв «влево-вправо», особенно в сложно запоминающихся буквенных знаках «Р, З, Е, Б, Г». Движения руки контролируются зрением, ориентировка в тетради и на пространстве листа должна быть целенаправленной, с достаточным нажимом на карандаш, правильным захватом пальцами ведущей руки.

Особое значение уделяется кинестетическому праксису - выработке плавности в движениях руки, определенной степени раскрепощенности при правильной установке, слитности в написание элементов, что становится важным в процессе письма.

2. Занятия с нейропсихологом ориентированы на формирование нейромоторной зрелости, активацию сенсомоторных зон коры, связанных со становлением графомотрных  функций, через серию упражнений по сенсомоторной тренировке, вестибулярной и проприоцептивной чувствительности (изменения положения тела в пространстве), освоение схемы тела,  координации движений левой-правой половины тела, мозжечковой стимуляции, усилению межполушарных и интегративных  функций головного мозга.

Графомоторика и каллиграфия напрямую связаны с развитием речевых функций, в динамике занятий мы всегда наблюдаем значимый сопутствующий эффект – улучшение речевой артикуляции, грамматического строя речи, исправление дислексических и дизграфических нарушений.

В случаях сочетанных речевых нарушений у ребенка, мы начинаем работу  именно с этой программы занятий, применяющей нейрофизиологический принцип формирования речевой функции.