Нарушения сна наблюдаются у детей с возбудимой нервной системой, гиперактивностью и эмоциональной лабильностью. С этой проблемой обращаются 30% родителей, уставших от длительных ежедневных укладываний и ночных пробуждений. Чаще возраст детей с нарушениями сна попадает в период от 0 до 4 лет. Он совпадает с активным развитием у ребёнка психической сферы: мышления, речи, моторики и адаптацией его в социуме (в группах развития, в детском саду).
Нарушениями сна страдают подростки 12-17 лет. Этот период насыщен эмоциональными переживаниями, основанными на физиологии пубертатного периода, личностного становления и роста, поиска и утверждения своего социального статуса среди сверстников, первой влюбленности и др.
Рассмотрим ряд основных психосоциальных факторов, приводящих к нарушению сна у ребёнка:
1. Привыкание детей к особым условиям засыпания, без которых в дальнейшем они не могут обойтись. Примерами могут служить: укачивание, кормление, сосание соски, без которых проснувшийся ребёнок не может уснуть. Другой пример - засыпание в кровати родителей: проснувшись в собственной кроватке, ребёнок не может заснуть из-за непривычной обстановки;
2. Неправильный режим дня (нерегулярный сон в дневные часы, отсутствие чёткого времени отхода ко сну, кормления, прогулок и в целом, сбой циркадного ритма «день-ночь»);
3. Непоследовательное и недостаточное ограничение активности ребёнка перед укладыванием (шумные и подвижные игры вместо прогулки и спокойного игрового выбора, эмоциональные мероприятия, компьютерные игры, крайне негативно возбуждающие нервную систему и т.д.).
4. Нарушение взаимоотношений ребёнка с родителями, частые ссоры между ними или ссоры других членов семьи при ребёнке;
5. Сложная адаптация к детскому саду, школьному обучению от 3-х месяцев до года.
6. Особый неврологический статус ребёнка (неврологическое заболевание, эмоциональные реакции с нервными срывами);
7. Соматические и психосоматические заболевания детского/подросткового возраста.
8. Чрезмерные нагрузки, связанные с трудностью освоения программы школьного обучения, множеством послеурочных кружков и занятий, требующей большой энергоотдачи.
Существуют и другие причины, нарушающие нормальный сон ребёнка. Основное, о чём должны знать родители - любые расстройства сна, приводят к изменениям уровня реакций, поведения, эмоций в дневное время в виде: капризности, плаксивости, агрессии, негативной коммуникации, нежелании проявлять активность в социальной среде, снижению фона настроения, быстрой утомляемости, низкой стрессоустойчивости.
Выявить причины, влияющие на качество сна, поможет комплексное обследование:
- нейропсихологическая диагностика,
- определение психосоматического статуса,
- диагностика семейных отношений (ближайшего микросоциума) и средовых факторов (чем занят ребенок, нагрузка на нервную систему),
- обследование состояния нервной системы ребенка (энцефалография ЭЭГ) + консультация детского невролога.
Так же мы предлагаем Вам ознакомиться со статьей: Поведенческие и психические феномены, проявляющиеся у детей во сне
В нашем центре можно пройти комплексное обследование ребенка с целью выявления причинных факторов нарушенного сна, курс восстановительных занятий/сеансов у специалистов, подобранных на диагностике у нейропсихолога.
Телефон для записи по т. 943-71-88 с 9.00 до 21.00 ежедневно.