Эпилепсия является причиной возникновения тяжёлых психических расстройств детского возраста — у 70% детей и подростков, страдающих этим заболеванием, выявляются признаки органического поражения головного мозга.
Поражение церебральных структур приводит к дезорганизации психической деятельности, отражающейся в поведении, обучении и адаптации ребёнка (в детском саду, школе). Развитие адаптивных способностей психики ребёнка к различным нагрузкам, требованиям социума, окружающей обстановке детского сада или школы является основным направлением работы психолога.
Своевременная психологическая диагностика и последующая коррекция дают возможность развить компенсаторные механизмы головного мозга у детей с эпилепсией и свести до минимума отклоняющееся развитие интеллектуальной и личностной сферы. Специалисты Клиники Семейного Здоровья С. Знаменской являются опытными профессионалами, достигшими признанных успехов в области адаптации детей с эпилепсией и эпи-синдромом к социальной жизни.
Адаптивные функции предполагают сформированность у ребёнка поведенческих, мнестических, моторных, социально-бытовых навыков. Основной причиной незрелости зон мозга, отвечающих за формирование адаптивных способностей, может быть гипоксически-ишемическое поражение, некупированные приступы, эпилептическая энцефалопатия, незрелость корковых структур. Следствием данных мозговых нарушений будет задержка формирования высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, моторики, речи и нарушения психики различного уровня.
С целью определения особенностей психических нарушений, специалистами клиники применяется ряд диагностических методов, выявляющих структуру интеллектуальной и личностной сферы, регуляции поведения, эмоционально-волевой сферы.
Основные признаки повреждения головного мозга, устанавливаемые психологическим тестированием:
- нарушение концентрации внимания,
- трудности длительного сосредоточения внимания,
- отсутствие познавательной мотивации (желания учиться, заниматься целенаправленно каким-либо делом);
- нарушения слуховой и зрительной памяти (плохо запоминает стихи, не помнит материалы урока),
- нарушение координации – неустойчивость и неуклюжесть во время ходьбы;
- недостаточность развития мелкой моторики (сложно писать, рука при письме плохо управляема, почерк не равномерный),
- нарушения волевой регуляции поведения (не слушает учителя, не реагирует на замечания взрослых),
- нарушение критичности мышления (не соблюдает дистанцию в общении с учителем, с другими детьми).
Часто у детей с эпи-синдромом выявляется недостаточность общей психической работоспособности, наступает быстрая утомляемость, сопровождающаяся перепадами настроения, тревожностью и внутренним напряжением. Если нервно-психическое напряжение достигает высоких пределов и носит хронический характер, наблюдается состояние патологической разрядки в виде психотических и невротических реакций. Они могут протекать в виде истерических припадков, панических реакций, резких вспышек гнева, приступов агрессии, разрушительного поведения, изменённого состояния сознания. В структуру патологических реакций включается агрессия к близким, навязчивые движения, депрессия, отказ от школы, нарушения сна, энурез, заикание.
Причиной патологических реакций могут быть любые, даже незначительные, стрессовые факторы, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни (в детском саду, школе, семье). Нашей главной задачей становится сведение к минимуму данных психологических реакций, а также психических растройств.
При эпилепсии выявляются следующие группы психических расстройств:
- Патологические реакции (невротические)
- Неврозоподобные расстройства
- Психозы
- Расстройства личности и поведения
В зависимости от локализации очага эпилептиформной активности, имеется особый спектр характерных психических нарушений.
Чем раньше Вы обратитесь к опытному детскому психологу-эпилептологу, тем больших результатов в адаптации мы сможем достичь в совместной работе. Для записи на программы реабилитации звоните администраторам клиники Семейного Здоровья 8 (812) 943-71-88