Речь малыша развивается постепенно и оформляется к 2-м годам. Родители начинают беспокоиться, если в положенный срок речь задерживается или имеет недостаточное развитие. Поводы для беспокойства оправданы, если учесть, что речь ребёнка формируется во взаимосвязи с развитием других высших психических функций — памятью, вниманием, моторикой, координацией и др. В последующем, именно они создают предпосылки успешного обучения в школе.
Почему нарушается нормальное речевое развитие?
Прежде всего влияние оказывает наследственность, вторая причина – нервная система (неврологические заболевания или слабый тип нервной системы), третья — психологические особенности малыша (повышенная эмоциональность, чувствительность, впечатлительность). Также существует ряд психопатологических причин, приводящих к нарушению речевого развития.
Практика показывает, что у 90% детей с речевой патологией имеется ряд психических нарушений (нарушен сон, ребёнок капризный, снижен фон настроения, часто меняются эмоции, наблюдаются истерические реакции, негативизм, страхи и др.) В таком случае, логопедическая работа становится низкопродуктивной, чрезмерно продолжительной, не приводящей к стойким и эффективным результатам.
Речевая функция входит в структуру высших психических функций и организует целостную работу мозга. Любое нарушение речи, даже лёгкая дизартрия, может нарушать общее функционирование психики или по системе взаимодействия – оказаться следствием имеющихся нарушений (например при олигофрении, минимальной мозговой дисфункции, гидроцефальном, гипертензионном и церебростеническом синдромах, вегето-сосудистой дисфункции и нарушении трофики сосудов мозга). Основную причину речевого нарушения, всегда можно определить с помощью дифференциального психолого-логопедического обследования.
В каких случаях необходимо проведение дифференциального психолого-логопедического обследования?
- Если речевая патология имеет в основе невротический фон или органическое поражение ЦНС (ПЭП, ММД, РДА, логоневроз, астено-невротический синдром, олигофрению и т.д.).
- Если у ребёнка появилась задержка речевого развития, заикание, отказ от речи (мутизм) после перенесённого стресса (семейного, адаптационного и др.) или тяжело и длительно протекающего заболевания.
Когда речевая патология обусловлена наследственной предрасположенностью (прим.: родители, бабушки, дедушки, близкие родственники заикаются, поздно начали говорить, имеют речевые дефекты).
Что представляет собой дифференциальное психолого-логопедическое обследование?
Если у ребёнка интеллектуальное развитие не отстаёт – его обследуют психолог и логопед, в другом случае – психолог и логопед-дефектолог.
Заключение двух специалистов является отправной точкой для построения программы комплексной коррекции. Она всегда подбирается индивидуально, включает комплекс мер для достижения стойких и эффективных результатов. Они объединяются в одном методе – сенсотерапии.
Что включает метод сенсотерапии?
- дифференцированную речевую тренировку;
- коррекцию факторов, сопряженных с речью, имеющих недостаточность ВПФ (слухоречевое внимание, слухоречевую память, слухоречевое восприятие, словесно – логическое мышление и т.д.);
- сенсорную тренировку;
- дыхательную гимнастику;
- послестрессовую психотерапию (в отдельных случаях);
- расширенный или локальный вариант логопедического массажа (при необходимости).
Когда лучше проводить первичную диагностику и начинать сенсотерапию?
Проведение дифференциального психолого-логопедического обследования рекомендовано с 2-х лет. Начинать сенсотерапию возможно сразу после проведённого обследования по индивидуальной программе.
Программа включает 10 занятий, которые проходят в режиме 2-х занятий в неделю. В зависимости от готовности ребёнка к занятиям, мы определяем последовательность в работе специалистов. Если не сформировано умение слышать, слушать и выполнять задание – программу начинает детский психолог и формирует это умение, если сформировано – логопед или логопед-дефектолог. Проведение программы возможно на базе ЦКР и с выездом специалистов на дом.
Дополнительно проводится консультирование родителей по установлению ребёнку психоохранного режима, который действует в период проведения сенсотерапии. В последующем, даются рекомендации по развитию и взаимодействию с ребёнком.
Комплексный подход к лечению речевой патологии приводит к качественному и надёжному результату, позволяет не ускользнуть из поля зрения специалиста значимых психологических проблем, остающихся за «ширмой» в работе логопеда.
Для составления программы сенсорной интеграции можно записаться к нейропсихологам Центра.