Навигация
Позвонить
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

Суицидальное поведение детей и подростков

12.02.2024г

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение свойственно подростково-юношескому периоду с 10 до 19лет.


В современном мире, наблюдается ряд неблагоприятных факторов, воздействующих на психическую сферу ребенка, провоцирующих суицидальные мысли:

1. Семейные проблемы (сложные отношения ребенка с родителями, частые ссоры родителей при ребенке, развод родителей, сопровождающийся скандалом,
манипуляцией ребенком)

2. Трудности взаимоотношений со сверстниками, значимыми взрослыми (булинг в школе, одиночество, частые унижения родителями, тренером, педагогом)

3. Свободный доступ в интернет пространство, где ребенка могут склонять к суициду, рассказывать о чудесах жизни после смерти, внушать мысли, обесценивающие
жизнь, учить саморазрушающему поведению (аутоагрессии: самоповреждению тела, как первого этапа подготовки к смерти);

4. Особенности индивидуально-личностного профиля и характерологических черт (незрелость эмоционально-волевой сферы, психический инфантилизм, зависимое поведение, дезадаптивное поведение в социуме, трудный характер, генетическая предрасположенность к суициду).

Суицид чаще всего поэтапный процесс, включающий постепенную внутреннюю суицидальную активность (рассуждения о смерти и фантазии о способах совершения суицида) переходящую в последующую внутреннюю готовность к совершению попытки самоубийства.

В детско-подростковом возрасте психическая сфера ребенка легко подвержена негативному влиянию социума, в ней еще не сформировались защитные «фильтры», спасающие психику ребенка/подростка от разрушающих воздействий - это необходимо знать родителям, ответственным за жизнь и здоровье ребенка. В юношеском периоде, переживания окрашены сильными болезненными чувствами, приносящими психическое и соматическое страдание, ощущения тупика, безысходности, подталкивающее к суициду.

Суицидальное поведение классифицируется на истинное, демонстративное и маскированное. Каждому из них свойственны разные проявления и цели.

Истинные.  Окончательное решение о смерти принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, бессмысленности существования и своего предназначения, цель смерти часто достигается.

В этом случае, действия ребенка тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют настораживающие высказывания, изменения мышления и поведения. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, изменяют черты характера.

Демонстративные.  Свойственны младшему подростковому возрасту. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают, как способ общения, получения выгоды, проведения диалога с близкими людьми. Цель ребенка сводится к получению внимания, быть услышанным, привлечь внимание взрослых или сверстников к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются сильными повреждениями и даже смертью из-за просчетов плана, недооценки последствий.

Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство
реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

К суицидальному поведению склонны дети и подростки:

  •  с низкой стрессоустойчивостью, эмоциональной лабильностью, максимализмом, эгоцентризмом;
  • зависимостью от действий, мнений окружающих, поддающиеся влиянию других;
  • не способные составлять и воплощать в жизнь планы на достижение;
  • имеющие фрустрацию базовых потребностей в безопасности, доверии, любви;
  • часто испытывающие страх, гнев, озлобленность, стремление наказать себя или окружающих, впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые.


При наблюдении родителями частых и сильных переживаний у ребенка, периодических эмоциональных срывов, самоповреждений, агрессии и аутоагрессии, тревожно- депрессивных мыслей, эмоционального отгораживания от родителей, сверстников, потери интересов к занятиям, играм, к еде, сопровождающиеся общим снижением активности с нарушениями сна, необходимо обратиться к клиническому психологу для своевременной
диагностики предрасположенности к суицидальному поведению.

Диагностика предполагает выявление ряда поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений, о которых ребенок говорит, либо умалчивает и проявляет только эмоциональными реакциями и состояниями.

Записаться на диагностику к детским и подростковым психологам Центров Семейного Здоровья вы можете по т. 943-71-88 с 9.00 до 21.00
Подробнее ознакомиться с нашими специалистами вы можете здесь. 

Другие новости
  • 17.07.2023г Поведенческие и психические феномены, проявляющиеся у детей во сне

    В предыдущей статье мы уже подробно обсуждали факторы расстройства детского сна. В данном тексте разберем виды нарушений сна у детей, которые
    относятся к сложным формам и наблюдаются в основном у детей сторганическим поражением головного мозга, невротическими и
    пароксизмальными расстройствами, чувствительной (незрелой) нервной системой.

  • 03.04.2023г Герасимов Иван Владимирович

    Специалист по ОФП/АФК, сенсомоторной коррекции. В своей работе специалист применяет методы: общей физической подготовки, адаптивной физической культуры, включает программы сенсомоторной и нейродвигательной тренировки, мозжечковой стимуляции.

  • 14.06.2021г Нейропсихологическая диагностика в системе коррекционной работы

    Нейропсихологический подход к исследованию нарушенного развития ребенка, базируется на знаниях мозговой организации (связи психической функции с определёнными участками мозга) и взаимосвязи высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи), как единой динамической системы функционирования мозга.