Проблема ранней помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля рождения здоровых новорожденных в течение последних лет значительно снизилась. Сегодня около 60% новорожденных являются физиологически незрелыми — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы.
В дальнейшем, у детей с показателями дизонтогенеза, наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии. Патология, перенесенная ребенком в пре- и перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие мозга и речи ребёнка.
К негативным факторам, влияющим на речевое развитие ребёнка, относятся:
- патология протекания беременности у матери (угроза прерывания, инфекционные заболевания, тяжёлые эмоциональные стрессы);
- патология развития и задержка внутриутробного развития плода;
- тяжёлые роды, протекающие с длительным безводным периодом, гипоксией и асфиксией плода;
- рождение ребёнка путём Кесарева сечения, роды с выдавливанием и наложением щипцов;
- родовые травмы различного уровня.
Задержка в речевом развитии определяется с первых месяцев жизни. У новорожденных может отмечаться целый ряд патологических изменений:
- двигательная сфера (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипуляторной деятельности);
- строение и функционирование артикуляционного аппарата (неправильная форма твёрдого нёба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ);
- состояние голоса (монотонный, истощаемый, лишённый интонационной выразительности);
- состояние дыхания (неглубокое, аритмичное),
Вследствие, нормальное речевое развитие отмечается у 15-20 % детей. Наши длительные наблюдения показывают, что у этих деток в возрасте 4-5 лет имеются различные речевые нарушения: ОНР, ФФН, стертая дизартрия и др. Симптомы-предвестники этих нарушений можно увидеть в период доречевого развития, когда у ребёнка появляется гуление, затем лепет и первые слова. Этот период развития проходит очень быстро по времени – от 3-х месяцев до 1,5 лет. С 1,5 до 2-х лет активно наращивается словарный запас, формируется пассивный и активный словарь, появляется речевая фраза и обращённая речь.
Если в развитии речи ребёнка Вас что-то настораживает или ребёнку поставлен диагноз, необходима ранняя реабилитация: своевременно обратиться к специалистам: детскому психоневрологу, логопеду-дефектологу, а при тяжёлых нарушениях речи и диагнозе ЗРР, ЗПРР дополнительно – к нейропсихологу.
Записаться на приём к логопеду-дефектологу, нейропсихологу можно по телефону 943-71-88 ежедневно с 9.00.00 до 21.00 или оставить заявку на сайте центра через чат-бот.