Нейропсихологический подход к исследованию нарушенного развития ребенка, базируется на знаниях мозговой организации (связи психической функции с определёнными участками мозга) и взаимосвязи высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи), как единой динамической системы функционирования мозга.
Все психические функции в процессе индивидуального развития организма, проходят ряд перестроек, при этом нарушение созревания любой из них, может привести к задержкам других функциональных систем. Каждая психическая функция развивается в двух направлениях: внутрисистемной и межсистемной.
Нейропсихологу необходимо определить, как развивается ребенок на данном возрастном этапе, увидеть взаимосвязь имеющихся нарушений (к примеру, при задержках межсистемной перестройки функции слуха или моторики — страдает речь). С помощью методов нейродиагностики специалист видит проявления первичного и вторичного дефекта развития, определяет сохранные психические функции (прим.: при нарушении слуха, активно включают нормально функционирующие зрительные и тактильные каналы восприятия), для последующего построения коррекционно-развивающей программы.
Дефекты развития
Первичный дефект возникает в результате органического повреждения (недоразвития) какой-либо биологической системы (высших отделов головного мозга, анализаторов, др.) вследствие воздействия патогенных факторов в период внутриутробного развития.
Вторичный дефект имеет характер психического недоразвития, нарушений социального поведения, не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение восприятия и пространственной ориентировки у слепых, нарушение речи у глухих). Первичным дефектом занимаются врачи, вторичным- специалисты коррекционного профиля: нейропсихологи, специальные психологи, логопеды, дефектологи, двигательные терапевты.
Начинать коррекционные мероприятия желательно в раннем периоде развития ребенка (от 0 до 3-х лет), когда мозг имеет высокую нейропластичность, легко образуются новые нейронные связи, восстанавливается работа мозговых структур после повреждения под действием освоения новых навыков (психо-речевых, двигательных), разнообразного сенсорного ответа.
В начале комплексной программы коррекции, мы проводим первичную нейродиагностику, выявляющую фокус основного воздействия на первичный дефект, с одновременной проработкой вторичных нарушений.
Методом комплексного воздействия достигается высокая результативность коррекционно-развивающих программ, происходит усвоение ребенком новых знаний, умений, навыков с длительным пролангированным эффектом, закреплённым на уровне энграмм (устойчивых нейрональных связей, «следов» в памяти ребенка, сформированных в процессе обучения).