Навигация
Позвонить
8 (921) 338-81-84
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

«В одно ухо влетело, в другое вылетело»: причины плохой памяти у ребенка, и как ему помочь

«Опять не помнит, что задали», «Полночи учили стих, а на утро — всё забыл», «Постоянно теряет вещи, то портфель, то сменку». Знакомые ситуации? Многие родители ловят себя на мысли, что у ребенка очень плохая память.

Прежде чем бить тревогу, важно понять: память — это не просто «склад» информации в голове. Это сложный процесс, который зависит от внимания, эмоций, интереса и даже от того, выспался ли ребенок. Если вам кажется, что у ребенка плохо работает память, главное — не винить его в лени. Скорее всего, он и сам расстраивается, что ничего не запоминает на уроках.

Давайте разберемся, почему ребенок плохо запоминает и что делать, чтобы помочь ребенку и развить память — не через скучную зубрежку, а через понимание и игру.

Как устроена детская память: почему «короткая память» — это нормально

Детская память принципиально отличается от взрослой. Она более «живая» и эмоциональная, но менее организованная.

В 5-6 лет преобладает непроизвольная память. Малыш блестяще запоминает то, что его впечатлило (сюжет мультика, поездку в зоопарк, слоган из рекламы), но может с трудом заучить по просьбе взрослого простое стихотворение.

В 7-8 лет (возраст 1-2 класса) наступает переломный момент. Ребенок учится запоминать сознательно — это уже произвольная память, — но этот навык еще очень хрупкий. Именно в этом возрасте многие родители замечают, что ребенок не запоминает материал в школе — ему просто тяжело и непривычно.

В 9-12 лет память становится более систематизированной. Подросток уже может использовать разные техники запоминания (ассоциации, план, мнемотехники), но для этого его нужно им научить.

Почему ребенок не запоминает? Ищем причины

Когда родители говорят «у ребенка слабая память», они часто видят следствие, а не причину. Проблемы с памятью могут быть верхушкой айсберга.

Дефицит внимания и концентрации

Это самая частая причина. Информация просто «не доходит» до памяти, потому что мозг ребенка отвлекается (на шум за окном, на свои мысли, на телевизор). Современные дети часто перегружены информацией, и их внимание «скачет».

Недостаток мотивации

Зачем запоминать скучные правила? Зато имена всех покемонов или героев Майнкрафта ребенок помнит прекрасно! Без интереса и понимания «зачем мне это?» любая информация отторгается.

Высокая тревожность и стресс

Если ребенок боится делать ошибки, получать двойку или его просто часто ругают дома, то мозг начинает блокировать когнитивные функции, включая память. В состоянии стресса он действительно перестаёт запоминать.

Нейропсихологические особенности

Иногда корень проблем с памятью — в несформированности определенных отделов мозга:

  • Слабая слуховая память: ребенку трудно запоминать информацию на слух (например, объяснения учителя).
  • Слабая зрительная память: не запоминает, как выглядит буква или правило в учебнике.
  • Слабое развитие межполушарных связей: информация плохо «перетекает» из одного полушария в другое, что мешает ей надежно закрепиться.
Прием руководителя центра к.п.с.н., медицинского психолога, нейропсихолога, реабилитолога Знаменской С.И.
Прием нейропсихолога
Консультация детского и подросткового психолога

Как развить память у ребенка: практические шаги для каждого возраста

Общие советы, которые работают для всех: подключайте эмоции и интерес

  • Скучное правило по русскому можно превратить в сказку, а даты по истории — в комикс.
  • Используйте несколько каналов восприятия. Проговаривайте, рисуйте, лепите, пойте. Чем больше органов чувств задействовано, тем прочнее запоминание.
  • Дозируйте нагрузку. Лучше три подхода по 10 минут, чем один мучительный час.
  • Связывайте новое с известным. «Эта буква “М” похожа на качели!» Так мозгу проще найти «полочку» для новой информации.
  • Соблюдайте режим. Здоровый сон — лучший помощник для памяти. Именно во сне мозг перерабатывает и раскладывает по полочкам полученные знания.

Что делать в разном возрасте:

  • 5-7 лет: игра — главный инструмент. Играйте в «Найди пару» (мемори), «Что изменилось?», «Чего не стало?». Запоминайте маршруты («Как пройти от дома до детской площадки?»), просите описать картинку по памяти.
  • 8-10 лет: учимся структурировать. Покажите, как разбить большой текст на части, выделить главную мысль, составить план. Используйте ассоциации и «крючки» для запоминания, например, чтобы запомнить слово «каталог», можно придумать: «Кот улегся на порог и читает каталог».
  • 11-16 лет: переходим на мнемотехники. Подростку уже можно предлагать сложные техники: метод ассоциаций, метод Цицерона (римская комната), создание акронимов. Важно научить его самого ставить вопрос: «Как мне легче это запомнить?» — и находить свой способ.

Когда без специалиста не обойтись?

Если, несмотря на все ваши усилия, ситуация не меняется, и вы замечаете тревожные «звоночки», стоит обратиться к нейропсихологу:

  • ребенок постоянно забывает, куда положил вещи, теряет школьные принадлежности;
  • ему с огромным трудом дается заучивание даже коротких стихотворений;
  • он не может пересказать только что прочитанный текст, даже своими словами;
  • вы видите, что плохая память мешает ему учиться и общаться со сверстниками.

Специалисты Центра нейропсихологии и речи, развития способностей помогут:

  • провести комплексную диагностику и выявить, какой именно вид памяти «проседает» и почему;
  • определить, не являются ли проблемы с памятью следствием дефицита внимания, слабой пространственных представлений или других нейропсихологических причин;
  • подобрать индивидуальный набор упражнений, который укрепит «слабые места» и научит мозг ребенка работать эффективно.

Помните, память — как мышца: ее можно и нужно тренировать. Начните с игры, поддержки и понимания, и вы увидите, как постепенно ваш ребенок научится запоминать легко и с удовольствием.

Другие статьи