Навигация
Позвонить
8 (921) 338-81-84
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

«Шило не при чём»: разбираемся с синдромом дефицита внимания (СДВГ) у детей

«Он меня как будто не слышит», «Вертится весь урок», «Начинает, но ничего не доводит до конца». Если эти фразы звучат в вашей голове слишком часто, возможно, вы столкнулись не с плохим характером или избалованностью, а с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

СДВГ — это не выдумка современных родителей и не следствие плохого воспитания. Это реальное нейробиологическое состояние, при котором мозг ребенка работает немного иначе. И главное, что нужно знать: ваш ребенок не «плохой», ему действительно трудно концентрироваться, управлять своими импульсами и сидеть на месте.

В этой статье простыми словами разберем, что такое СДВГ, как он выглядит в разном возрасте и как помочь ребенку с дефицитом внимания жить полноценной и счастливой жизнью.

Что такое СДВГ на самом деле?

Представьте, что мозг — это машина с мощным двигателем, но со слабыми тормозами и рулем, который заклинивает. Ребенок с СДВГ хочет быть внимательным, послушным и собранным, но его мозг постоянно отвлекается на более сильные стимулы, а внутренний «контролер» не успевает вовремя сказать «стоп!».

Причины СДВГ у детей до конца не ясны, но наука связывает его с:

  • генетикой: СДВГ часто передается по наследству;
  • особенностями работы мозга: снижена активность в зонах, отвечающих за контроль внимания, планирование и торможение;
  • факторами, влияющими на развитие мозга во время беременности и родов (курение, стресс, недоношенность).

Важно: плохое воспитание или избыток сахара не являются причинами СДВГ, хотя и могут усугублять симптомы.

«Тревожные звоночки»: симптомы и признаки СДВГ по возрастам

Симптомы дефицита внимания у ребенка могут сильно меняться с возрастом. То, что норма для трехлетки, становится проблемой для школьника.

Ранний возраст (2-4 года): настораживающие признаки

  • Гиперподвижность: не ходит, а бегает; не сидит на месте даже за едой.
  • Импульсивность: хватает все подряд, выбегает на дорогу, не чувствует опасность.
  • Проблемы с концентрацией: не может дослушать сказку, постоянно переключается с одной игрушки на другую.
  • Истерики: частые, бурные, ребенку сложно успокоиться.

Дошкольный возраст (5-7 лет): проблемы выходят на первый план

  • Нарушение концентрации внимания: не может усидеть на занятии в саду, легко отвлекается.
  • Трудности с выполнением инструкций: не запоминает и не выполняет многошаговые просьбы («возьми книгу, положи на полку и помой руки»).
  • Суетливость: ерзает, крутится, постоянно что-то теребит в руках.
  • Проблемы в общении: вмешивается в чужие игры, не может ждать своей очереди.

Школьный возраст (7-12 лет): учебные и социальные трудности

  • Ребенку трудно концентрироваться на уроках, он «витает в облаках».
  • Организационные проблемы: вечный беспорядок на парте и в рюкзаке, забывает учебники, дневники, домашние задания.
  • Ошибки «по невнимательности»: знает материал, но делает глупые помарки.
  • Не может дождаться оценки, выкрикивает с места, перебивает.
  • Эмоциональная незрелость: болезненно реагирует на замечания, вспыльчив.

Подростковый возраст (13+ лет): новые вызовы

  • Внутреннее беспокойство вместо гиперактивности.
  • Проблемы с планированием: не может распланировать время, готовиться к экзаменам.
  • Склонность к риску: опасное вождение, эксперименты с запрещенными веществами.
  • Низкая самооценка: подросток уже осознает свои трудности и накопившуюся «историю неудач».

Мальчики и девочки: разные портреты СДВГ

Часто диагноз СДВГ ассоциируется с непоседливым мальчишкой. Но у девочек он тоже бывает, просто проявляется иначе.

  • У мальчиков чаще преобладает гиперактивность и импульсивность. Их поведение более «шумное», поэтому проблему замечают раньше.
  • У девочек чаще встречается форма без гиперактивности, с преобладанием дефицита внимания. Они могут быть тихими, «витающими в облаках», несобранными. Их проблемы списывают на лень или мечтательность, из-за чего им реже ставят диагноз СДВГ и оказывают помощь.
Прием руководителя центра к.п.с.н., медицинского психолога, нейропсихолога, реабилитолога Знаменской С.И.
Прием нейропсихолога
Консультация детского и подросткового психолога

Как лечить синдром дефицита внимания у детей? Комплексный подход — залог успеха

Лечение СДВГ у детей — это не таблетка, которая все исправит. Это всегда комплекс мер, «золотым стандартом» которого является сочетание нескольких методов.

  1. Нейропсихологическая коррекция. Это основа немедикаментозного подхода. Специалист с помощью специальных двигательных и когнитивных упражнений «строит» мозг, укрепляя слабые функции: внимание, самоконтроль, планирование.
  2. БОС-терапия (саморегуляция и управление ресурсами). Ребенок в игровой форме учится управлять активностью своего мозга, глядя на его ритмы на экране компьютера. Это тренировка самоконтроля в прямом смысле слова.
  3. Поведенческая терапия. Психолог помогает ребенку освоить навыки организации, планирования и общения, а родителей учит стратегиям эффективного взаимодействия.
  4. Двигательная (телесная) терапия для детей раннего возраста. Помогает сгармонизировать нервную систему, снизить возбудимость, гипермоторность через физиологичные, естественные для ребенка упражнения. Комплекс упражнений подбирается индивидуально.
  5. Медикаментозная терапия. В некоторых случаях после консультации невролога может назначаться медикаментозная коррекция СДВГ или полезные микроэлементы гомеопатического спектра. Они не лечат СДВГ, но помогают мозгу улучшить концентрацию и снизить импульсивность. Это своего рода «очки для мозга».

Что делать родителям? Практические рекомендации, которые работают

Коррекция дефицита внимания у ребенка начинается с изменения подхода в семье.

  • Структура и режим. Четкий распорядок дня — ваш лучший друг. Он снижает тревожность и помогает мозгу ребенка ориентироваться во времени.
  • Правило «одного поручения». Не давайте цепочку указаний. «Пожалуйста, убери обувь». Когда это сделано — «А теперь повесь куртку».
  • Зрительная опора. Используйте схемы, чек-листы, таймеры, цветные стикеры. Напоминалка на видном месте работает лучше, чем десять слов.
  • Разделяйте большие задачи на маленькие шаги. Не «убери в комнате», а «1. Собери игрушки в коробку. 2. Книги на полку. 3. Одежду в шкаф».
  • Хвалите за усилия, а не только за результат. «Я вижу, как ты старался сосредоточиться!» — такая поддержка бесценна.
  • Создайте «уголок для учебы». Минимум отвлекающих факторов (никаких телефонов, телевизора, игрушек на столе).
  • Давайте возможность двигаться. Перед выполнением домашнего задания — 20 минут активной игры на улице. Разрешите ерзать на неудобном стуле или использовать мяч-фитбол вместо стула.

Когда идти к специалисту?

Если вы наблюдаете признаки синдрома дефицита внимания у детей, которые устойчиво (больше 6 месяцев) проявляются и дома, и в саду/школе, и мешают жить — это повод обратиться за консультацией.

Диагностику проводят командно: детский психиатр или невролог ставит диагноз, а клинический психолог и нейропсихолог проводят углубленное тестирование и составляют программу коррекции.

СДВГ — это не приговор, а особый путь развития. Да, он сложнее, но с правильной поддержкой, пониманием и профессиональной помощью ваш ребенок сможет раскрыть свой потенциал, научиться управлять своим вниманием и жить яркой, успешной жизнью.

В нашем Центре развития способностей и Центре нейропсихологии и речи знают, как помочь вашему ребенку с СДВГ. Запишитесь на консультацию, и мы вместе составим маршрут поддержки.

Другие статьи