«Он меня как будто не слышит», «Вертится весь урок», «Начинает, но ничего не доводит до конца». Если эти фразы звучат в вашей голове слишком часто, возможно, вы столкнулись не с плохим характером или избалованностью, а с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
СДВГ — это не выдумка современных родителей и не следствие плохого воспитания. Это реальное нейробиологическое состояние, при котором мозг ребенка работает немного иначе. И главное, что нужно знать: ваш ребенок не «плохой», ему действительно трудно концентрироваться, управлять своими импульсами и сидеть на месте.
В этой статье простыми словами разберем, что такое СДВГ, как он выглядит в разном возрасте и как помочь ребенку с дефицитом внимания жить полноценной и счастливой жизнью.
Что такое СДВГ на самом деле?
Представьте, что мозг — это машина с мощным двигателем, но со слабыми тормозами и рулем, который заклинивает. Ребенок с СДВГ хочет быть внимательным, послушным и собранным, но его мозг постоянно отвлекается на более сильные стимулы, а внутренний «контролер» не успевает вовремя сказать «стоп!».
Причины СДВГ у детей до конца не ясны, но наука связывает его с:
- генетикой: СДВГ часто передается по наследству;
- особенностями работы мозга: снижена активность в зонах, отвечающих за контроль внимания, планирование и торможение;
- факторами, влияющими на развитие мозга во время беременности и родов (курение, стресс, недоношенность).
Важно: плохое воспитание или избыток сахара не являются причинами СДВГ, хотя и могут усугублять симптомы.
«Тревожные звоночки»: симптомы и признаки СДВГ по возрастам
Симптомы дефицита внимания у ребенка могут сильно меняться с возрастом. То, что норма для трехлетки, становится проблемой для школьника.
Ранний возраст (2-4 года): настораживающие признаки
- Гиперподвижность: не ходит, а бегает; не сидит на месте даже за едой.
- Импульсивность: хватает все подряд, выбегает на дорогу, не чувствует опасность.
- Проблемы с концентрацией: не может дослушать сказку, постоянно переключается с одной игрушки на другую.
- Истерики: частые, бурные, ребенку сложно успокоиться.
Дошкольный возраст (5-7 лет): проблемы выходят на первый план
- Нарушение концентрации внимания: не может усидеть на занятии в саду, легко отвлекается.
- Трудности с выполнением инструкций: не запоминает и не выполняет многошаговые просьбы («возьми книгу, положи на полку и помой руки»).
- Суетливость: ерзает, крутится, постоянно что-то теребит в руках.
- Проблемы в общении: вмешивается в чужие игры, не может ждать своей очереди.
Школьный возраст (7-12 лет): учебные и социальные трудности
- Ребенку трудно концентрироваться на уроках, он «витает в облаках».
- Организационные проблемы: вечный беспорядок на парте и в рюкзаке, забывает учебники, дневники, домашние задания.
- Ошибки «по невнимательности»: знает материал, но делает глупые помарки.
- Не может дождаться оценки, выкрикивает с места, перебивает.
- Эмоциональная незрелость: болезненно реагирует на замечания, вспыльчив.
Подростковый возраст (13+ лет): новые вызовы
- Внутреннее беспокойство вместо гиперактивности.
- Проблемы с планированием: не может распланировать время, готовиться к экзаменам.
- Склонность к риску: опасное вождение, эксперименты с запрещенными веществами.
- Низкая самооценка: подросток уже осознает свои трудности и накопившуюся «историю неудач».
Мальчики и девочки: разные портреты СДВГ
Часто диагноз СДВГ ассоциируется с непоседливым мальчишкой. Но у девочек он тоже бывает, просто проявляется иначе.
- У мальчиков чаще преобладает гиперактивность и импульсивность. Их поведение более «шумное», поэтому проблему замечают раньше.
- У девочек чаще встречается форма без гиперактивности, с преобладанием дефицита внимания. Они могут быть тихими, «витающими в облаках», несобранными. Их проблемы списывают на лень или мечтательность, из-за чего им реже ставят диагноз СДВГ и оказывают помощь.
| Прием руководителя центра к.п.с.н., медицинского психолога, нейропсихолога, реабилитолога Знаменской С.И. |
| Прием нейропсихолога |
| Консультация детского и подросткового психолога |
Как лечить синдром дефицита внимания у детей? Комплексный подход — залог успеха
Лечение СДВГ у детей — это не таблетка, которая все исправит. Это всегда комплекс мер, «золотым стандартом» которого является сочетание нескольких методов.
- Нейропсихологическая коррекция. Это основа немедикаментозного подхода. Специалист с помощью специальных двигательных и когнитивных упражнений «строит» мозг, укрепляя слабые функции: внимание, самоконтроль, планирование.
- БОС-терапия (саморегуляция и управление ресурсами). Ребенок в игровой форме учится управлять активностью своего мозга, глядя на его ритмы на экране компьютера. Это тренировка самоконтроля в прямом смысле слова.
- Поведенческая терапия. Психолог помогает ребенку освоить навыки организации, планирования и общения, а родителей учит стратегиям эффективного взаимодействия.
- Двигательная (телесная) терапия для детей раннего возраста. Помогает сгармонизировать нервную систему, снизить возбудимость, гипермоторность через физиологичные, естественные для ребенка упражнения. Комплекс упражнений подбирается индивидуально.
- Медикаментозная терапия. В некоторых случаях после консультации невролога может назначаться медикаментозная коррекция СДВГ или полезные микроэлементы гомеопатического спектра. Они не лечат СДВГ, но помогают мозгу улучшить концентрацию и снизить импульсивность. Это своего рода «очки для мозга».
Что делать родителям? Практические рекомендации, которые работают
Коррекция дефицита внимания у ребенка начинается с изменения подхода в семье.
- Структура и режим. Четкий распорядок дня — ваш лучший друг. Он снижает тревожность и помогает мозгу ребенка ориентироваться во времени.
- Правило «одного поручения». Не давайте цепочку указаний. «Пожалуйста, убери обувь». Когда это сделано — «А теперь повесь куртку».
- Зрительная опора. Используйте схемы, чек-листы, таймеры, цветные стикеры. Напоминалка на видном месте работает лучше, чем десять слов.
- Разделяйте большие задачи на маленькие шаги. Не «убери в комнате», а «1. Собери игрушки в коробку. 2. Книги на полку. 3. Одежду в шкаф».
- Хвалите за усилия, а не только за результат. «Я вижу, как ты старался сосредоточиться!» — такая поддержка бесценна.
- Создайте «уголок для учебы». Минимум отвлекающих факторов (никаких телефонов, телевизора, игрушек на столе).
- Давайте возможность двигаться. Перед выполнением домашнего задания — 20 минут активной игры на улице. Разрешите ерзать на неудобном стуле или использовать мяч-фитбол вместо стула.
Когда идти к специалисту?
Если вы наблюдаете признаки синдрома дефицита внимания у детей, которые устойчиво (больше 6 месяцев) проявляются и дома, и в саду/школе, и мешают жить — это повод обратиться за консультацией.
Диагностику проводят командно: детский психиатр или невролог ставит диагноз, а клинический психолог и нейропсихолог проводят углубленное тестирование и составляют программу коррекции.
СДВГ — это не приговор, а особый путь развития. Да, он сложнее, но с правильной поддержкой, пониманием и профессиональной помощью ваш ребенок сможет раскрыть свой потенциал, научиться управлять своим вниманием и жить яркой, успешной жизнью.
В нашем Центре развития способностей и Центре нейропсихологии и речи знают, как помочь вашему ребенку с СДВГ. Запишитесь на консультацию, и мы вместе составим маршрут поддержки.