Навигация
Санкт-Петербург
ул. Плуталова, 22ул. Плуталова, 22
м. Петроградская
Санкт-Петербург
Малый Пр. П.С., 36-38Малый Пр. П.С., 36-38
м. Чкаловская
Санкт-Петербург
Добролюбова пр., 19Добролюбова пр., 19
м. Спортивная
Санкт-Петербург
ул. Плуталова, 22ул. Плуталова, 22
м. Петроградская
Санкт-Петербург
Малый Пр. П.С., 36-38Малый Пр. П.С., 36-38
м. Чкаловская
Санкт-Петербург
Добролюбова пр., 19Добролюбова пр., 19
м. Спортивная
Позвонить
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

Задержка психического и псхоречевого развития

ЗПР —  задержка психического развития

Особенностью задержан​ного психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть даже более сохранным по сравнению с памятью, вни​манием, умственной работоспособностью и т. п. Кроме того, у детей с задержкой пси​хического развития отсутствует инертность психических процес​сов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им ин​теллектуальные задания на близком к норме уровне.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная актив​ность, недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти.

ЗПРР —  характеризуется тем, что у ребёнка наблюдается нарушение речи, расстройство эмоционального плана, а также умственного развития в целом.

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

— 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
— 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
— 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
— 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
— 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
— 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
— 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова.

В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

— Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
— Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
— Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
— Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
— Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
— Педагогическая запущенность и несвоевременная коррекция отклоняющегося развития усугубляет данную симптоматику.

Специалисты, способные помочь малышу с задержкой речи

Дефектологи – начинаются занятия уже с 2-х лет, они помогут развить внимание у ребенка, его моторику, память и мышление.

Логопеды – они помогут «поставить» звуки, научат правильно выстраивать предложения и составлять грамотные рассказы. Многие логопеды работают с детками с 4-х лет. Проводится логопедический массаж мускулатуры речи для того, чтобы улучшить дикцию.

Неврологи – определяют неврологическую патологию, приведшую к ЗПРР, и в некоторых случаях назначают лечение для питания и восстановления клеток мозга.

 Подготовка к школе и успешное обучение
Подготовка к школе и успешное обучение
Формируем навык "Слушать-думать-выполнять"
Подробнее
Терапия неврозов и тревожно-фобических состояний
Терапия неврозов и тревожно-фобических состояний
терапия методами: Эбру, Песочная, Рефлексотерапия
Подробнее
Другие статьи
  • Нейропсихологическая диагностика в системе коррекционной работы

    Нейропсихологический подход к исследованию нарушенного развития ребенка, базируется на знаниях мозговой организации (связи психической функции с определёнными участками мозга) и взаимосвязи высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи), как единой динамической системы функционирования мозга.

  • Дефектолог и логопед, в чем разница?

    Нередко, у родителей которые планируют отдать своего ребенка на занятия по развитию речи, возникает вопрос — какой специалист им нужен и в чем именно разница между дефектологом и логопедом. Что бы понять кто есть кто, расскажем про каждого из них отдельно. 

  • Помощь психолога детям с эпилепсией в адаптации к детскому саду/школе

    Эпилепсия является причиной возникновения тяжёлых психических расстройств детского возраста —  у 70% детей и подростков, страдающих  этим заболеванием, выявляются признаки органического поражения головного мозга.

  • Приёмные дети – непознанный мир детской души

    Такое решение может быть достаточно взвешенным, вполне серьёзным, ведь для процесса усыновления недостаточного одного желания – необходимо пройти школу приемных родителей и гостевую подготовку, узнать для себя много полезной и необходимой информации, лежащей в основе будущего родительства.