«Психологический запор», как одна из форм невротических расстройств. Комплексный подход к восстановлению естественного физиологического акта.
У ребенка в отличие от взрослых людей – тонкая, чувствительная и реактивная нервная система. Всё что он переживает в течение длительного времени, проявляется не только эмоциями, капризами, истериками, но и уходит на более глубокий бессознательный уровень психосоматических реакций. К таким проявлениям относится соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы - «психологический запор».
Чаще он возникает на фоне стресса адаптации в детском саду, в новых местах, в периоды жизненных перемен: развода родителей, изменения места проживания (смены квартиры, места жительства, перелета/переезда, дальних поездок, новых впечатлений), но может быть и следствием незрелости нервной системы, снижением её адаптивности к изменениям (повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительности к новым местам, людям, к незначительным переменам в жизни). Нарушения усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
Сталкиваясь с проблемой дефекации у ребенка, родители первым делом обращаются к врачу педиатру или гастроэнтерологу с жалобами на нарушение стула (задержку, отказ ходить на горшок, опорожнение только в памперс, страх перед дефекацией и др.), после чего проводится комплексное обследование ЖКТ, исключается органическая патология, нормализуется питание, режим дня, назначаются мягкие слабительные средства, седативные и противотревожные препараты. Чаще такая терапия снимает острую симптоматику, не решая основную психологическую проблему. Не видя желаемых результатов, родители понимают, что характер проявлений относится больше к тонкой психологической сфере ребенка, обращаются к психологу.
Помощь психолога заключается в определении причинно-следственных связей происходящего, выявления негативных эмоциональных состояний, таких как страх, тревога и связанных с ними реакций ребенка на происходящее в социуме, в семейной системе отношений или собственных возрастных этапах развития. Психолог работает с самим ребенком, его семьей, подбирает методы психотерапии в каждом конкретном случае. Но особенности возникновения невротических расстройств требуют более глубокой проработки, понимая, что психологические реакции, напрямую взаимосвязаны с нервной системой.
«Психологический запор» сигнализирует нам о сбоях в работе нервной системы - ее дезадаптивности, недостаточной саморегуляции, астенизации. Включение нейропсихолога в работу с ребенком помогает оптимизировать ресурсы нервной системы, восстановить энергетический баланс ЦНС и саморегуляцию, сбалансировать вегетативные реакции и стабилизировать психоэмоциональное состояние.
При сильной выраженности нервно-мышечного напряжения, когда ребенок прячется перед дефекацией, сильно сжимает ягодицы удерживая стул, образуется перенапряжение группы мышц живота, ягодичных и тазово-бедренных мышц. Дефекация сопровождается болевым синдромом и возникает вторичный страх перед болью, полный и категоричный отказ ходить на горшок. С целью снижения болевых ощущений, нормализации мышечного тонуса, расслабления и раскрепощения телесного уровня, включаются занятия со специалистом по физической реабилитации. Они помогают преодолеть мышечные зажимы, постепенно снять нервно-мышечное и нервно-психическое напряжение, подойти к акту свободной дефекации.
Комплексная программа занятий с психологом, нейропсихологом, физическим реабилитологом, составляется на первичной диагностической консультации.
Записаться на первичную консультацию для составления плана занятий можно ежедневно по т.943-71-88 с 9.00 до 21.00