Речевая коммуникация и все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным и естественным проявлением личности человека.
Мы словесно излагаем свои мысли, пишем и слушаем речь других людей, общаемся на всех уровнях данных нам природой, проявляя свою личность, показывая другим разные стороны своего интеллекта и мировоззрения.
Речевое выражение настолько значимо для человека, что любые его нарушения приводят к существенной перестройке личности. Если в речи ребёнка имеются видимые дефекты, о которых ему говорят сверстники или взрослые люди, у ребёнка возникает чувство неполноценности, непринятия себя, дополняемое стеснительностью, зажатостью, нежеланием отвечать у доски, выступать на празднике, петь в хоре и т.д. Растущая личность создаёт себе внутренние барьеры коммуникации, ограничивает проявления себя в разных сферах деятельности и интересах.
На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту. Установка может быть попустительской: «Не переживай, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки».
Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление его индивидуальности. Такое мнение родителей окажет безусловную поддержку ребёнку, но не даст стимула к работе над собой, что обязательно всплывёт проблемой в перспективе жизненных планов ребёнка.
Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года», «С такой речью тебя не возьмут в школу, там над тобой будут все смеяться». Комплекс неполноценности, внушаемый родителям, усилится еще больше, если ребенок периодически слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (запинки в речи, заикание).
В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от чтения в слух, трудно воспринимает текст и осмысливает условие задачи, что непременно приводит к снижению успеваемости и снижению учебной мотивации, столь значимых, в школьном обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводит к ряду характерологических изменений, снижению самооценки ребенка.
При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, своевременном коррекционном воздействии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой речевой дефект.
В нашем центре ведут приём квалифицированные речевые терапевты, владеющие методами речевой стимуляции, логомассажа, постановки звуков и их автоматизации, преодоления стойких ошибок при письме, формирования правильной, интонационно окрашенной, выразительной фразовой речи. Совместная работа ребёнка со специалистом – речевым терапевтом – способна достаточно быстро дать результаты в исправлении дефекта любого уровня сложности.