Задержкой речевого развития (ЗРР) называют группу расстройств, при которых освоение навыков устной речи происходит позднее возрастных норм.
Развитие речи может нарушаться из-за наличия серьезных психических расстройств, при которых затрагиваются все аспекты высшей нервной деятельности, или же быть изолированным, когда страдает исключительно речевая функция.
Формирование речи может начаться с задержкой с самых ранних этапов, или же замедлиться или остановиться позже, когда становление речевых навыков уже не вызывало беспокойства.
Основные причины ЗРР у детей
Пренатальные:
- осложненное течение беременности (угрозы прерывания, вирусные и инфекционные заболевания матери в этот период, хроническая внутриутробная гипоксия плода или инфекция, гидроцефалия);
- недоношенность;
- родовая травма;
- асфиксия в родах;
- пренатальное поражение ЦНС;
- врожденные аномалии развития речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», недоразвитие нижней челюсти), затрудняющие формирование артикуляционной моторики;
- задержка психомоторного развития (ребенок позже стал ползать, сидеть, вставать, ходить).
Инфекционные и вирусные заболевания, сопровождающиеся тяжелым течением болезни, перенесенные ребенком в раннем возрасте (1-3 года) — менингит, менингоэнцефалит и другие.
Черепно-мозговые травмы, нейрохирургические операции, длительные операции под общим наркозом.
Задержка речевого развития, сопутствующая таким заболеваниям:
- эпилепсия;
- расстройство аутистического спектра;
- синдром Дауна;
- поражения ЦНС различной этиологии;
- ДЦП и др.
Генетическая предрасположенность — повышенная чувствительность речевых зон головного мозга к воздействию повреждающих факторов.
Стрессовые влияния внешних факторов:
- развод родителей, осложненный скандалами;
- психические заболевания у матери — тревожно-фобические, депрессивные состояния, панические атаки, истероидные черты;
- сложные супружеские отношения с частыми ссорами, выяснением отношений на глазах у ребенка;
- смена места жительства, частые переезды, изменение состава семьи, рождение второго ребенка;
- посещение детского сада до 3-х лет при незрелости адаптивных механизмов нервной системы.
Консультация руководителя центра, медицинского психолога, нейропсихолога, реабилитолога, к. пс.н. Знаменской С. И. |
5 000 |
Консультация нейропсихолога (диагностическая+заключение) |
4 300 |
Признаки задержки развития речи
ЗРР обычно заметна достаточно рано, на первом году жизни ребенка. В это время активно формируется доречевая база, которая к 2-м годам должна оформиться во фразовую речь.
Беспокойство родителей должно вызывать отсутствие:
- гуления в 4-5 месяцев;
- лепета в 7-8 месяцев;
- лепетных слов в 8-10 месяцев;
- первых слов в 10-12 месяцев.
В 1-1,5 года в норме в активном словаре ребенка должно быть около 10-20 слов, состоящих из повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, ба-ба и т.д.). Если их значительно меньше или нет совсем, это повод насторожиться.
В 1,7-1,10 года должны появиться словосочетания из двух слов, а к двум годам дети уже используют речь в коммуникации с другими детьми и взрослыми.
Стоит обратиться к специалисту, если ребенок больше молчит или говорит только на “своем” языке, нет обращенной речи — то есть он не зовет родителей словами, не озвучивает просьбы, все общение происходит жестами.
Это основные критерии, по которым можно наблюдать за формированием доречевой базы и по ней определять, будет ли фразовая речь к 2-м годам.
К 2,5 годам дети начинают составлять развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3 до 4 лет формируется связная речь (предложения, объединенные по смыслу), используются различные части речи — местоимения, прилагательные, ребенок умеет изменять слова по числам и родам.
В 4,5 года дети могут составить предложения в небольшой простой рассказ, к пяти годам — умеют описывать прошедшие события и выговаривать все звуки, кроме “Р”.
Допустимыми отклонениями от возрастных норм считается 2-3 месяца для девочек и 4-5 месяцев для мальчиков.
Определить, является ли задержка развития речи индивидуальной особенностью или патологией, может только специалист.
Диагностика ЗРР у детей
Своевременная оценка речевого развития возможна только при комплексной оценке всех факторов, влияющих на него.
Нашими специалистами проводится нейропсихологическая и нейродефектологическая диагностика, позволяющая увидеть весь спектр психо-речевых нарушений.
В некоторых случаях, бывает необходима консультация других специалистов. Например, невролог при подозрении на психические расстройства направляет ребёнка к психиатру, на снижение слуха — к сурдологу.
Могут быть назначены различные обследования:
- электроэнцефалография,
- оценка результатов акустических вызванных стволовых потенциалов (АВСП),
- допплерография сосудов шеи и головы;
- компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.
Общая цель диагностики — выявление причин нарушения речи и построение индивидуальной программы коррекционно-развивающих занятий. Мы стараемся как можно быстрее привести психоречевое и сенсомоторное развитие в активную фазу для запуска речи, и далее развивать ее качественные показатели.
Лечение задержки речевого развития у детей
В случае выявленных нарушений формирования речи необходима комплексная работа. Коррекцией речевых нарушений и развитием речи, занимаются специалисты: нейропсихологи, нейродефектологи, коррекционные психологи, специалисты по двигательному и сенсомоторному развитию, реабилитологи.
В простых случаях, когда речь запаздывает не более, чем на полгода, бывает достаточно занятий с логопедом:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на постановку звуков;
- игровые техники, такие как пальчиковый кукольный театр, песочная терапия и другие.
Работа с дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Нейродефектолог необходим для детей с грубыми психо-речевого развития, которые плохо понимают обращенную речь. Ребенок изучает основные понятия, цвета и формы, выполняет упражнения для улучшения мелкой моторики.
Если требуется медикаментозная поддержка, необходимо наблюдение невролога. Детский психолог помогает развить и наладить познавательные процессы.
Для лечения ЗРР также используются массаж, физио- и магнитотерапия.
Также очень важно создать благоприятную обстановку дома — много говорить с ребенком, читать книги, внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, поощрять любые его попытки говорить, и не предугадывать просьбы.
Комплексные занятия позволяют воздействовать на все механизмы запуска речи:
- активизировать нужны зоны коры головного мозга;
- запустить необходимые функции нейронов;
- нормализовать мышечный и сосудистый тонус речевой мускулатуры;
- подготовить речевой аппарат к произношению звуков, слов и фраз;
- стимулировать желание ребенка к говорению, использованию собственной речи в коммуникации с детьми и взрослыми.