Навигация
Позвонить
8 (812) 943-71-88
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

Задержка речевого развития у детей: причины, признаки, диагностика, лечение

Задержкой речевого развития (ЗРР) называют группу расстройств, при которых освоение навыков устной речи происходит позднее возрастных норм.

Развитие речи может нарушаться из-за наличия серьезных психических расстройств, при которых затрагиваются все аспекты высшей нервной деятельности, или же быть изолированным, когда страдает исключительно речевая функция.

Формирование речи может начаться с задержкой с самых ранних этапов, или же замедлиться или остановиться позже, когда становление речевых навыков уже не вызывало беспокойства.

Основные причины ЗРР у детей

Пренатальные:

  • осложненное течение беременности (угрозы прерывания, вирусные и инфекционные заболевания матери в этот период, хроническая внутриутробная гипоксия плода или инфекция, гидроцефалия);
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • пренатальное поражение ЦНС;
  • врожденные аномалии развития речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», недоразвитие нижней челюсти),  затрудняющие формирование артикуляционной моторики;
  • задержка психомоторного развития (ребенок позже стал ползать, сидеть, вставать, ходить).

Инфекционные и вирусные заболевания, сопровождающиеся тяжелым течением болезни, перенесенные ребенком в раннем возрасте (1-3 года) — менингит, менингоэнцефалит и другие.

Черепно-мозговые травмы, нейрохирургические операции, длительные операции под общим наркозом.

Задержка речевого развития, сопутствующая таким заболеваниям:

  • эпилепсия;
  • расстройство аутистического спектра;
  • синдром Дауна;
  • поражения ЦНС различной этиологии;
  • ДЦП и др.

Генетическая предрасположенность — повышенная чувствительность речевых зон головного мозга к воздействию повреждающих факторов.

Стрессовые влияния внешних факторов:

  • развод родителей, осложненный скандалами;
  • психические заболевания у матери — тревожно-фобические, депрессивные состояния, панические атаки, истероидные черты;
  • сложные супружеские отношения с частыми ссорами, выяснением отношений на глазах у ребенка;
  • смена места жительства, частые переезды, изменение состава семьи, рождение второго ребенка;
  • посещение детского сада до 3-х лет при незрелости адаптивных механизмов нервной системы.
Стоимость

Консультация руководителя центра, медицинского психолога, нейропсихолога, реабилитолога, к. пс.н. Знаменской С. И. 
60 мин
Экспертная диагностическая оценка состояния ребенка, составление плана коррекционно-развивающей работы по вопросам развития, поведения, обучения, воспитания (с выдачей заключения)

5 000

Консультация нейропсихолога (диагностическая+заключение) 
60 мин
диагностическая оценка состояния ребенка, составление плана коррекционно-развивающей работы с проблемами развития, поведения, обучения, воспитания, зависимостей, профориентации, коммуникации, социализации

4 300
Записаться

Признаки задержки развития речи

ЗРР обычно заметна достаточно рано, на первом году жизни ребенка. В это время активно формируется доречевая база, которая к 2-м годам должна оформиться во фразовую речь.

Беспокойство родителей должно вызывать отсутствие:

  • гуления в 4-5 месяцев;
  • лепета в 7-8 месяцев;
  • лепетных слов в 8-10 месяцев;
  • первых слов в 10-12 месяцев.

В 1-1,5 года в норме в активном словаре ребенка должно быть около 10-20 слов, состоящих из повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, ба-ба и т.д.). Если их значительно меньше или нет совсем, это повод насторожиться.

В 1,7-1,10 года должны появиться словосочетания из двух слов, а к двум годам дети уже используют речь в коммуникации с другими детьми и взрослыми.

Стоит обратиться к специалисту, если ребенок больше молчит или говорит только на “своем” языке, нет обращенной речи — то есть он не зовет родителей словами, не озвучивает просьбы, все общение происходит жестами.

Это основные критерии, по которым можно наблюдать за формированием доречевой базы и по ней определять, будет ли фразовая речь к 2-м годам.

К 2,5 годам дети начинают составлять развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3 до 4 лет формируется связная речь (предложения, объединенные по смыслу), используются различные части речи — местоимения, прилагательные, ребенок умеет изменять слова по числам и родам.

В 4,5 года дети могут составить предложения в небольшой простой рассказ, к пяти годам — умеют описывать прошедшие события и выговаривать все звуки, кроме “Р”.

Допустимыми отклонениями от возрастных норм считается 2-3 месяца для девочек и 4-5 месяцев для мальчиков.

Определить, является ли задержка развития речи индивидуальной особенностью или патологией, может только специалист.

Диагностика ЗРР у детей

Своевременная оценка речевого развития возможна только при комплексной оценке всех факторов, влияющих на него.

Нашими специалистами проводится нейропсихологическая и нейродефектологическая диагностика, позволяющая увидеть весь спектр психо-речевых нарушений.

В некоторых случаях, бывает необходима консультация других специалистов. Например, невролог при подозрении на психические расстройства направляет ребёнка к психиатру, на снижение слуха — к сурдологу.

Могут быть назначены различные обследования:

  • электроэнцефалография,
  • оценка результатов акустических вызванных стволовых потенциалов (АВСП),
  • допплерография сосудов шеи и головы;
  • компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.

Общая цель диагностики — выявление причин нарушения речи и построение индивидуальной программы коррекционно-развивающих занятий. Мы стараемся как можно быстрее привести психоречевое и сенсомоторное развитие в активную фазу для запуска речи, и далее развивать ее качественные показатели.

Лечение задержки речевого развития у детей

В случае выявленных нарушений формирования речи необходима комплексная работа. Коррекцией речевых нарушений и развитием речи, занимаются специалисты: нейропсихологи, нейродефектологи, коррекционные психологи, специалисты по двигательному и сенсомоторному развитию, реабилитологи.

В простых случаях, когда речь запаздывает не более, чем на полгода, бывает достаточно занятий с логопедом:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на постановку звуков;
  • игровые техники, такие как пальчиковый кукольный театр, песочная терапия и другие.

Работа с дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Нейродефектолог необходим для детей с грубыми психо-речевого развития, которые плохо понимают обращенную речь. Ребенок изучает основные понятия, цвета и формы, выполняет упражнения для улучшения мелкой моторики.

Если требуется медикаментозная поддержка, необходимо наблюдение невролога. Детский психолог помогает развить и наладить познавательные процессы. 

Для лечения ЗРР также используются массаж, физио- и магнитотерапия.

Также очень важно создать благоприятную обстановку дома — много говорить с ребенком, читать книги, внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, поощрять любые его попытки говорить, и не предугадывать просьбы.

Комплексные занятия позволяют воздействовать на все механизмы запуска речи:

  • активизировать нужны зоны коры головного мозга;
  • запустить необходимые функции нейронов;
  • нормализовать мышечный и сосудистый тонус речевой мускулатуры;
  • подготовить речевой аппарат к произношению звуков, слов и фраз;
  • стимулировать желание ребенка к говорению, использованию собственной речи в коммуникации с детьми и взрослыми.
Другие статьи