Что влияет на готовность к школе
Общая готовность ребенка к школе складывается из нескольких основных показателей, каждый из которых существенно влияет на результат. Это:
- Физическая готовность: общее состояние здоровья, зрелость нервной системы.
- Интеллектуальная готовность: необходимые знания, умения и навыки.
- Психологическая готовность: коммуникативные навыки, саморегуляция, достаточная развитость эмоционально-волевой сферы.
Все три компонента одинаково важны для успешной адаптации и эффективного обучения. Школа – это не только усвоение и применение новых знаний. Это усидчивость, умение сосредоточиться, умение справляться со стрессом, соблюдать субординацию с учителями и выстраивать отношения с одноклассниками. Ребенку предстоит освоиться в совершенно новой среде с достаточно жесткими правилами и серьезными требованиями. Насколько ребенок готов к школе по всем критериям, поможет узнать консультация психолога о готовности ребенка к школе.
Диагностика готовности к школе
Специалисты «Центра семейного здоровья С. Знаменской» (Санкт-Петербург) всесторонне исследуют степень готовности ребенка к обучению. И если об интеллектуальной готовности можно все узнать на курсах подготовки к школе, то о психологической – только от квалифицированного психолога.
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
- Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;
- Развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);
- Саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию, вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);
- Достаточное развитие познавательных процессов;
- Важным критерием психологической готовности к школе также считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей, желание идти в школу.
Все эти параметры диагностирует специалист. В случае недостаточной готовности по определенным критериям, достичь баланса помогут занятия с психологом по подготовке детей к школе.
Когда нужен специалист
Идеальный вариант – обратиться к психологу для диагностики готовности к школе заранее, до того, как ребенок пошел в первый класс. Специалист определит факторы риска школьной дезадаптации и даст рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей. В случае в случае необходимости ребенок получит помощь детского психолога или нейропсихолога.
Если ребенок уже пошел в школу и у него есть проблемы, никогда не поздно обратиться к специалисту, чтобы облегчить адаптацию и помочь ребенку.
Как могут выглядеть трудности адаптации к школьному обучению:
- Потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
- Сложность в понимании домашнего задания и алгоритма его выполнения;
- Невозможность удерживать внимание при выполнении домашнего задания;
- Неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;
- Трудности в общении с одноклассниками, учителями;
- Сложность в запоминании материала, даваемого на уроках;
- Выполнение домашнего задания занимает слишком много времени;
- Самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;
- Ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания: становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и другие симптомы;
- Ухудшается общее самочувствие, снижается аппетит, появляется нервозность, вялость, рассеянность внимания, отказ от посещения кружков и секций, изменяется поведение и характер с началом школьного обучения.
Если вы замечаете подобные проявления у своего первоклассника, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу, не дожидаясь школьной неуспеваемости, развития школьной тревожности и дезадаптации. Психолог проведет подробную диагностику, даст рекомендации родителям, и при необходимости будет работать с ребенком до достижения результата.