Говоря о готовности ребенка к школе, родители часто фокусируются исключительно на его знаниях и навыках: чтение, письмо, счет. Это, безусловно, важно. Но не менее значим и психологический настрой. Школьная дезадаптация может свести на нет все интеллектуальные успехи. Именно поэтому нужно знать, каков уровень подготовки не только интеллектуальный, но и психологический. А поможет в этом профессиональная диагностика.
Консультация руководителя центра к.пс.н., медицинского психолога, реабилитолога Знаменской С.И. 60 мин Экспертная диагностическая оценка состояния ребенка, составление плана коррекционно-развивающей работы по вопросам развития, поведения, обучения, воспитания (с выдачей заключения) |
5 000 |
Психологическая диагностика ребенка (заключение по результатам) 60 мин | 3 700 |
Занятие психолога с ребенком 60 мин: песочная, игровая, эбру терапия тревожно-фобических состояний, нарушений сна, неврозов / логоневрозов, мутизма, развитие социально-коммуникативных навыков, личностное, когнитивно-поведенческое развитие | 3 200 |
Психологическая диагностика готовности ребенка к школе
Несколько основных показателей, каждый из которых существенно влияет на результат. Это:
- Физические: общее состояние здоровья, зрелость нервной системы.
- Интеллектуальные: необходимые знания, умения и навыки.
- Психологические: коммуникативные навыки, саморегуляция, достаточная развитость эмоционально-волевой сферы.
Все три компонента одинаково важны для успешной адаптации и эффективного обучения. Школа – это не только усвоение и применение новых знаний. Это усидчивость, умение сосредоточиться, умение справляться со стрессом, соблюдать субординацию с учителями и выстраивать отношения с одноклассниками. Ученику предстоит освоиться в совершенно новой среде с достаточно жесткими правилами и серьезными требованиями.
Педагоги «Центра семейного здоровья С. Знаменской» (Санкт-Петербург) всесторонне исследуют степень готовности к обучению. И если об интеллектуальной ее составляющей можно узнать на подготовительных курсах, то о эмоциональной – только от квалифицированного специалиста.
В область изучения входят:
- Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;
- Развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);
- Саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию, вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);
- Достаточное развитие познавательных процессов.
Необходимым критерием считается сформированность «внутренней позиции», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей, желание идти в школу.
Все эти параметры диагностируются. В случае недостаточности по определенным критериям, достичь баланса помогут подготовительные занятия.
Когда нужна помощь психолога?
Идеальный вариант – обратиться к профессионалу для диагностики заранее, до того, как малыш пошел в первый класс. Педагог определит факторы риска дезадаптации и даст рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей.
Если малыш уже учится и у него есть проблемы, никогда не поздно обратиться к профессионалу, чтобы облегчить адаптацию и помочь ученику.
Как могут выглядеть трудности адаптации к обучению:
- Потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
- Сложность в понимании домашнего задания и алгоритма его исполнения;
- Невозможность удерживать внимание;
- Неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;
- Трудности в общении с одноклассниками, учителями;
- Сложность в запоминании материала, даваемого на уроках;
- Домашнее задание занимает слишком много времени;
- Самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;
- Малыш быстро утомляется в процессе исполнения домашнего задания: становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и другие симптомы;
- Ухудшается общее самочувствие, снижается аппетит, появляется нервозность, вялость, рассеянность внимания, отказ от посещения кружков и секций, изменяется поведение и характер с началом обучения.
Если вы замечаете подобные проявления у своего первоклассника, стоит обратиться к специалисту, не дожидаясь неуспеваемости, развития тревожности и дезадаптации. Психолог-педагог проведет подробную диагностику, даст рекомендации родителям, и при необходимости будет работать с учеником до достижения результата.