Говоря о готовности ребенка к школе, родители часто фокусируются исключительно на его знаниях и навыках: чтение, письмо, счет. Это, безусловно, важно. Но не менее значим и психологический настрой. Школьная дезадаптация может свести на нет все интеллектуальные успехи. Именно поэтому нужно знать, каков уровень подготовки не только интеллектуальный, но и психологический. А поможет в этом профессиональная диагностика.
Консультация руководителя центра к.пс.н., медицинского психолога, реабилитолога Знаменской С.И. (1 час) | 3 500 руб. |
Консультация к.п.с.н., детского/семейного психолога, заместителя руководителя центра Коршуновой О. В. (1 час) | 3 000 руб. |
Прием детского, семейного психолога Кирьяновой Е.В. (1 час) | 2 500 руб. |
Консультация детского, семейного психолога Кочеровой М.Д. (1 час) | 2 500 руб. |
Консультация детского, семейного психолога Дроздовой Н.Н. (1 час) | 2 500 руб. |
Консультация психолога, коррекционного психолога Шустрова А.Д. (1 час) | 2 500 руб. |
Диагностика психолога готовности ребенка к школе
Несколько основных показателей, каждый из которых существенно влияет на результат. Это:
— Физическая: общее состояние здоровья, зрелость нервной системы.
— Интеллектуальная: необходимые знания, умения и навыки.
— Психологическая: коммуникативные навыки, саморегуляция, достаточная развитость эмоционально-волевой сферы.
Все три компонента одинаково важны для успешной адаптации и эффективного обучения. Школа – это не только усвоение и применение новых знаний. Это усидчивость, умение сосредоточиться, умение справляться со стрессом, соблюдать субординацию с учителями и выстраивать отношения с одноклассниками. Ученику предстоит освоиться в совершенно новой среде с достаточно жесткими правилами и серьезными требованиями.
Педагоги «Центра семейного здоровья С. Знаменской» (Санкт-Петербург) всесторонне исследуют степень готовности к обучению. И если об интеллектуальной ее составляющей можно узнать на подготовительных курсах, то о эмоциональной – только от квалифицированного специалиста.
В область изучения входят:
— Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;
— Развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);
— Саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию, вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);
— Достаточное развитие познавательных процессов;
Необходимым критерием считается сформированность «внутренней позиции», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей, желание идти в школу.
Все эти параметры диагностируются. В случае недостаточности по определенным критериям, достичь баланса помогут подготовительные занятия.
Когда нужна помощь?
Идеальный вариант – обратиться к профессионалу для диагностики заранее, до того, как малыш пошел в первый класс. Педагог определит факторы риска дезадаптации и даст рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей.
Если малыш уже учится и у него есть проблемы, никогда не поздно обратиться к профессионалу, чтобы облегчить адаптацию и помочь ученику.
Как могут выглядеть трудности адаптации к обучению:
— Потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
— Сложность в понимании домашнего задания и алгоритма его исполнения;
— Невозможность удерживать внимание;
— Неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;
— Трудности в общении с одноклассниками, учителями;
— Сложность в запоминании материала, даваемого на уроках;
— Домашнее задание занимает слишком много времени;
— Самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;
— Малыш быстро утомляется в процессе исполнения домашнего задания: становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и другие симптомы;
— Ухудшается общее самочувствие, снижается аппетит, появляется нервозность, вялость, рассеянность внимания, отказ от посещения кружков и секций, изменяется поведение и характер с началом обучения.
Если вы замечаете подобные проявления у своего первоклассника, стоит обратиться к специалисту, не дожидаясь неуспеваемости, развития тревожности и дезадаптации. Педагог проведет подробную диагностику, даст рекомендации родителям, и при необходимости будет работать с учеником до достижения результата.