Навигация
Позвонить
8 (921) 338-81-84
ежедневно с 9:00 до 21:00
YouTube

Несамостоятельный ребенок: как помочь ему повзрослеть без ссор и давления

Самостоятельность — то, что практически каждый родитель хочет развить в своем ребенке. Да, мы хотим, чтобы наши дети были независимыми, но порой сами не замечаем, что стоим у них на пути. «Оденься быстрее!», «Не так!», «Дай я сама!» — знакомые фразы?

Если вам кажется, что у вас очень не самостоятельный ребенок, главное — выдохнуть, потому что это не приговор, а всего лишь этап. И ваша задача — не заставить, а помочь его преодолеть. Давайте вместе разберемся, в чем причины несамостоятельности ребенка и что делать, чтобы мягко и уверенно направить его к независимости.

Почему ребенок несамостоятельный?

Прежде чем искать ответ на вопрос «что делать, если ребенок несамостоятельный?», важно понять — почему он такой? Разберем основные причины.

  • Гиперопека. Самая частая причина: мы предугадываем желания, решаем проблемы за ребенка и снимаем с него любую ответственность. Зачем ему стараться, если мама сделает все быстрее и лучше? Психологи нашего центра помогут  родителям скорректировать гиперопеку в детско-родительских отношениях.
  • Тревожность. Тревога родителей («Упадешь!», «Сломаешь!») передается ребенку. Мир кажется ему опасным, и любое самостоятельное действие вызывает страх. Опытные детские психологи помогут ребенку  преодолеть тревогу, сформируют уверенность и самостоятельность.
  • Недостаток практики. Ребенку часто просто не дают пробовать. Ему не показывают, как правильно держать ножницы, завязывать шнурки или решать споры со сверстниками.
  • Нейропсихологические особенности. Иногда причины несамостоятельности ребенка кроются в несформированности определенных зон мозга. Это могут быть трудности с планированием, слабый самоконтроль или проблемы с моторикой. С такими сложностями эффективно работают наши нейропсихологи.

Что делать, если ребенок несамостоятельный? Советы для разных возрастов

Подход к развитию самостоятельности сильно зависит от возраста. То, что норма для трехлетки, уже тревожный звоночек для первоклассника.

3–4 года: «Я сам!»

В этом возрасте просыпается знаменитый кризис «Я сам!». Задача родителя — его поддержать, а не подавить.

  • Давайте простой выбор: «Наденешь красную футболку или синюю?» вместо «Что ты хочешь надеть?».
  • Поручайте посильные дела: отнести свою тарелку в раковину, вытереть пролитый сок тряпкой, убрать одну полку с игрушками.
  • Не исправляйте сразу. Если ребенок надел куртку задом наперед — похвалите за старание, а потом ненавязчиво предложите помочь.

6–7 лет: время больших перемен

Ребенок идет в школу — это возраст, когда несамостоятельность может обернуться проблемами с уроками и общением.

  • Закрепляем зону ответственности: собрать портфель (сначала с вашей проверкой), подготовить одежду на завтра, покормить или выгулять питомца.
  • Учим планировать. «Сделаешь уроки — пойдем гулять». Используем визуальные расписания.
  • Не делаем уроки за ребенка. Помогаем, направляем, но не сидим над душой. Да, это непросто, но дайте ему получать свои оценки и нести за них ответственность.

8–9 лет: формируем привычки

В этом возрасте ребенок уже многое умеет, но часто ему не хватает последовательности.

  • Вводим систему обязанностей: вынести мусор, застелить свою кровать, сходить в магазин за печеньем.
  • Учим пользоваться бытовыми приборами (сначала — под присмотром): тостер, микроволновка, стиральная машина.
  • Поощряем хобби, где ребенок может проявлять инициативу без вашего вмешательства.

10 лет и старше: на пороге подросткового возраста

Ребенок уже вовсю стремится к автономии. Ваша задача — быть не контролером, а мудрым наставником.

  • Доверяйте. Давайте карманные деньги и возможность самому решать, на что их тратить (и ошибаться).
  • Уважайте и учитывайте его мнение в семейных советах.
  • Поощряйте самостоятельное планирование своего времени: когда делать уроки, когда встречаться с друзьями.
Прием руководителя центра к.п.с.н., медицинского психолога, нейропсихолога, реабилитолога Знаменской С.И.
Прием нейропсихолога
Консультация детского и подросткового психолога

14 лет: партнерские отношения

Несамостоятельный ребенок в 14 лет — это уже не милый малыш, а подросток, который не готов к взрослой жизни.

  • Обсуждайте, а не приказывайте. Планы на будущее, бюджет, правила — все это теперь темы для диалога.
  • Позвольте нести ответственность за свою учебу. Забыл про контрольную или диктант? Значит, это его двойка, его опыт.
  • Поощряйте подработку или волонтерство для получения реального жизненного опыта.

Когда без специалиста не обойтись?

Если, несмотря на все ваши усилия, ситуация не меняется, и вы по-прежнему видите перед собой очень несамостоятельного ребенка, который пасует перед малейшей трудностью, возможно, дело в нейропсихологических особенностях.

Специалисты Центра нейропсихологии и речи, развития способностей могут помочь:

  • Выявить истинные причины несамостоятельности.
  • «Настроить» связи между разными отделами мозга, отвечающими за планирование, контроль и действие.
  • Разработать индивидуальную программу занятий, которая поможет вашему ребенку догнать сверстников в развитии и поверить в свои силы.

Помните, самостоятельность — это не врожденный талант, а навык, которому нужно учить, так же, как ходить и говорить. Начните сегодня — и вы удивитесь, на что способен ваш ребенок!

Другие статьи